Какого ребенка мы называем любознательным? В толковом словаре С. И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию. Как родители могут помочь этому процессу? Во-первых, необходимо знать факторы, от которых зависит развитие любознательности. К ним относятся: эмоциональное самочувствие ребенка, особенности его познавательного развития, среда, которая окружает ребенка дома (здесь имеется в виду игрушки, игры, книжки, а также стиль взаимодействия родителей с ребенком).
Одной из самых важных задач, стоящих перед педагогами и родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения, является формирование у них навыков самообслуживания и личной гигиены. От того насколько ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, опрятно есть, аккуратно пользоваться туалетом, во многом зависти его положение в детском саду, в школе, в семье, отношения со сверстниками зрячими и незрячими и со взрослыми.
Самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет основную роль в становлении у ребенка самостоятельности.
Трудовая деятельность в виде отдельных простейших приемов самообслуживания возникает и начинает активно развиваться уже на втором году жизни ребенка, когда ребенок становится способен сам пить, есть, надевать и снимать, майку, платье, намыливать руки и т.д. Раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием и направленными на удовлетворение естественных потребностей в еде, чистоте и одежде. В этой деятельности появляется важнейшее новообразование младшего дошкольника – самостоятельность. Таким образом, осуществляется переход ребенка от общей оценке деятельности к конкретной, что обеспечивает его познавательное и личностное развитие.
Программа по самообслуживанию включает в себя следующие требования по разным возрастам детей.
Игра «Готовим обед для кукол»
Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.), определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.
Оборудование: куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, колбасы, молока, творога.
Ход игры: Взрослый: «Кукла Маша принесла из магазина много разных продуктов. Назови, пожалуйста, какие продукты принесла Маша?». Ребенок по муляжам перечисляет продукты. «А сейчас мы вместе приготовим вкусный обед для наших друзей (кукол). Из чего состоит обед? – из первого блюда (борщ, суп, щи), из второго блюда (котлеты, голубцы, пельмени, картофель, макароны, рис, овощные салаты), из третьего блюда (сок, минеральная вода, компот, чай). Выбери на столе посуду, которая нам понадобится для приготовления первого блюда (кастрюля, в которой мы варим суп), второго блюда (сковорода, в которой мы жарим котлеты, картофель, рыбу), третьего блюда (кастрюля для варки компота или графин для воды или сока)». Взрослый вместе с ребенком показывает и имитирует действие приготовления пищи на обед. Например, взрослый сначала спрашивает ребенка, как он будут готовить обед, а затем объясняет поэтапно приготовление первого блюда:
– промыть в дуршлаге необходимые продукты для приготовления первого блюда (мясо, овощи);
– очистить овощи от кожуры и нарезать на разделочной доске;
– положить в кастрюлю необходимые продукты и залить их водой;
– поставить на детскую плиту и зажечь конфорку;
– после того, как суп будет готов, разлить половником по тарелкам.
На второе блюдо готовим рыбу с овощами. Взрослый по аналогии проводит беседу и показ необходимых продуктов и посуды для приготовления второго блюда. На третье – варим компот из фруктов (яблок, груш, лимона). Взрослый поэтапно объясняет ребенку каждое действие, а затем спрашивает, что будут делать.
Когда обед для кукол готов, начинаем сервировать стол посудой. Раскладываем приготовленные блюда по тарелкам, желаем приятного аппетита, и дети начинают кормить кукол, расхваливая при этом блюда. После того, как куклы пообедали, дети вытирают их салфеткой и «благодарят» за вкусный обед.
(Игры и упражнения, направленные на формирование гигиенического навыка по уходу за собственным телом)
Игра «Вымой руки кукле»
Цель:создать у ребенка положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.
Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.
Ход игры: Ребенок сидит перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Взрослый приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Взрослый говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки). Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».
Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и надевает его на куклу. Кукла Аня говорит «спасибо» и уходит в гости. Взрослый: «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки».
(Игры и упражнения, направленные на формирование навыка одевания и раздевания)
Игра «Подберем куклам одежду»
Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Оборудование:две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.
Ход игры: Взрослый: «Посмотри, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи. Далее предлагает ребенку выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Взрослый спрашивает: «Что носят девочки, а что носят мальчики?». После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой – Катю. Взрослый в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему собственными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и для девочек. Обязательно хвалить ребенка за то, что куклы одеты правильно и красиво.
Некоторые дети уже в 5 лет проявляют интерес к игре в шашки. Игра способна развить логическое мышление, внимательность, память, интеллект. И здесь многое зависит от взрослых. Важно дать первоначальные знания о правилах, показать, как надо делать ходы. Если вы не уверены в том, что занятия проходят правильно, шпаргалочка подскажет, как научить ребенка игре в шашки.
О правилах
Правила шашечной игры крайне просты (несмотря на то, что сама игра таит в себе глубочайшее содержание). Их легко усваивают малыши даже четырех-пяти лет. Игра в шашки очень полезна, так как развивает у ребенка (и не только у него!) внимательность, умение сосредоточиться, настойчивость, самокритичность, способность логически рассуждать.
Человек и природа.… Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению уже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами. Поэтому необходимо экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание это формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимосвязи; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Дети 5-6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимодействие между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием в зависимости от деятельности человека. Необходимо расширять знания и представления о природном и социальном мире, воспитывать осознанно – бережное отношение к природному и предметам рукотворного мира, учить устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, учить основам элементарной экологической безопасности и умению взаимодействовать с окружающим миром.