Некоторые дети уже в 5 лет проявляют интерес к игре в шашки. Игра способна развить логическое мышление, внимательность, память, интеллект. И здесь многое зависит от взрослых. Важно дать первоначальные знания о правилах, показать, как надо делать ходы. Если вы не уверены в том, что занятия проходят правильно, шпаргалочка подскажет, как научить ребенка игре в шашки.
О правилах
Правила шашечной игры крайне просты (несмотря на то, что сама игра таит в себе глубочайшее содержание). Их легко усваивают малыши даже четырех-пяти лет. Игра в шашки очень полезна, так как развивает у ребенка (и не только у него!) внимательность, умение сосредоточиться, настойчивость, самокритичность, способность логически рассуждать.
С чего же следует начать? Разумеется, с правил. Объясните их в таком порядке:
- 1) игра в шашки — это сражение двух армий, двух полководцев;
- 2) численность армий и их начальное расположение;
- 3) как ходят простые шашки, превращение в дамку, как ходят дамками;
- 4) как бьют простые шашки и как бьют дамки;
- 5) кто считается победителем (выигрыш партии) и что такое ничья.
Все это можно объяснить за один-два «урока». Старайтесь сопровождать рассказ легкими, посильными для малыша вопросами и заданиями. Правила усвоены — переходите к игре.
Обучение детей
Первое время ваш маленький противник будет хватать любую свою шашку, и двигать ее независимо от того, подставляет он ее под удар или нет. Тут-то вы и должны убедить его, показать, что перед ходом лучше посмотреть, не погибнет ли твоя шашка, а нельзя ли что-то захватить самому у противника? Одновременно напомните, что в шашках бить обязательно, если такая возможность представляется. Когда вы добьетесь того, что малыш начнет задавать себе вопрос: «А что последует за таким вот моим ходом?», считайте, что дело с мертвой точки сдвинулось.
Но успех следует закрепить. Нужно объяснить, что ходы должны делаться не куда попало, не на авось, а с целью. Такой целью может быть выигрыш шашки или проход в дамки. (Тут уже многое зависит от самого полководца, который ведет за собой армию: сумеет ли он придумать такой план, чтобы разгромить противника.) Средством для этого — оружием в игре — является комбинация. Например, искусно поддать собственные шашки, чтобы затем одним ударом забрать у противника больше шашек, чем отдал сам. Поддать одну шашку, чтобы побить две… Поддать две, чтобы побить три… Поддать три и побить три, но зато пройти в дамки… Все это шашечные комбинации.
Конечно, сначала нужно предлагать для решения самые элементарные комбинации. Расставьте на доске шашки так, чтобы можно было, поддав одну, побить две или три. Вот подобные примеры:
Белые: c1, d2. Черные: b4, f4, f6, (1. d2-c3х).
Белые: f4, g3, h2. Черные: а7, b4, d4, h6, (1. f4-g5х).
Затем чуть усложните решение — сделайте его двухходовым. Возьмите, скажем, последний пример и черную шашку h6 переставьте на f8, а белым добавьте шашку на h6. Теперь уже комбинация будет такая — 1. h6—g7 f8:h6 2. f4— g5. Подобные примеры вы сумеете составлять сами (и увидите, что это доставит вам удовольствие!). Если малыш окажется в затруднении, помогите ему, но так, чтобы ему казалось, будто он нашел заданную комбинацию вполне самостоятельно.
Показ комбинаций закрепите сыгранной партией. Помните, что при игре темп ее полезно искусственно замедлять. Чаще напоминайте, что нужно сперва обдумать ход, а потом уже пойти. Лишний раз скажите: «Ты тут поторопился, и зря…»; объясните, почему.
Когда ваш маленький противник проигрывает, ни в коем случае не смейтесь и не поддразнивайте его. Для него проигрыш и так большое огорчение, которое не раз будет вызывать и слезы. Поэтому убеждайте, что ничего страшного, обидного, позорного в поражении нет.
Хорошо, если ваши победы будут чередоваться с победами малыша — пусть он не чувствует себя в игре проигравшим. Но не проигрывайте умышленно, а лучше играйте с форой: условьтесь, что если вы выигрываете партию, то перед началом следующей снимете у себя шашку, две, три или сколько требуется, чтобы игра шла «на равных».