Человек и природа.… Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению уже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами. Поэтому необходимо экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание это формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимосвязи; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Дети 5-6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимодействие между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием в зависимости от деятельности человека. Необходимо расширять знания и представления о природном и социальном мире, воспитывать осознанно – бережное отношение к природному и предметам рукотворного мира, учить устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, учить основам элементарной экологической безопасности и умению взаимодействовать с окружающим миром.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.
Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.
Хотелось бы немного остановиться на значении экологических игр.
- Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память.
- Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности.
- Экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (Например, игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).
Этой консультацией хотелось бы познакомить с различными экологическими играми, в которые играли бы со своими детьми – дома, на прогулках, в лесу, на отдыхе.
- Игра «Цепочка».
Родитель называет объект живой или неживой природы, а ребенок называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д. Варианты слов для игры: Сосна, бабочка, облако, заяц.
- Игра «Да, нет».
На все вопросы в этой игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребенку загадываете объект живой или неживой природы. Ребенок будет спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Вы ему будете отвечать только упомянутыми словами.
- Игра «Ассоциации».
Участники игры по очереди называют объекты природы, животного и растительного мира, связанные какой-либо ассоциацией, таким образом, выстраивается ассоциативная цепочка.
- Игра «Вершки-корешки».
Родитель называет или показывает овощи, ребенок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускает вниз.
- Игра «Береги природу».
На столе разложены картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воду и т.д. Родитель убирает одну из картинок, и ребенок должен рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.