Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на коррекцию речевых нарушений у детей 5-6 лет;
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В 5—б лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.
Наша задача— воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, слоговой структуры слова и грамматического строя речи. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Сегодня я расскажу вам о словесных играх, которые могут быть использованы для развития речи дошкольников в кругу семьи.
Предлагаю Вам интересные и занимательные речевые игры, по дороге домой.
Упражнение: «Отгадай предмет по названию его частей».
Взрослый перечисляет части предмета, а ребенок называет этот предмет.
Например: Кузов, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик) .
Ствол, ветки, листья, кора, корни, крона (дерево) .
Или наоборот упражнение «Пять частей».
Назови пять частей грузовика, дерева, дома, самолета, лица и т. д. Считай слова, загибая пальцы на руке.
Упражнение: «Про что можно сказать … ».
Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, ответив на вопрос: «Про что можно сказать … ».
Свежий – воздух, огурец, хлеб, ветер.
Старый – дом, пень, человек, ботинок.
Игровое упражнение: «Пуговки - помощницы».
Взрослый предлагает перечислить действия, которые можно совершить с указанным предметом, и сосчитать слова с помощью пуговок.
Шоколад: его можно купить, подарить, посыпать на мороженное, им можно угостить друга, украсить торт.
Огурец: нарезать, почистить, помыть, сорвать.
Игровое упражнение: «Подбери слово»
Взрослый называет звук и передает мяч ребенку, ребенок называет слово на заданный звук.
Игровое упражнение: «Закончи слово».
Взрослый называет первую часть слова, а ребенок вторую, когда ребенок бросает мяч обратно, называет целое слово. Например: Взрослый «Са», ребенок «ни», «Сани».
Игровое упражнение: «Раздели слова на слоги».
Взрослый бросает мяч ребенку, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить ребенку произносить слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
Далее мы предлагаем вам игры, в которые можно поиграть дома.
Упражнение: «Дополни предложение».
Взрослый называет любое слово, а ребенок добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее.
Светило солнце;
Ярко светило солнце;
На небе ярко светило солнце;
Упражнение: «Подружи слова».
Взрослый произносить слова, и предлагает ребенку «подружить» их и произнести предложения правильно.
Жеребенок, лужайка, по, бежать.
Рома, топор, дрова, рубить.