Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

   Одной из самых важных задач, стоящих перед педагогами и родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения, является формирование у них навыков самообслуживания и личной гигиены. От того насколько ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, опрятно есть, аккуратно пользоваться туалетом, во многом зависти его положение в детском саду, в школе, в семье, отношения со сверстниками зрячими и незрячими и со взрослыми.

    Самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет основную роль в становлении у ребенка самостоятельности.

Трудовая деятельность в виде отдельных простейших приемов самообслуживания возникает и начинает активно развиваться уже на втором году жизни ребенка, когда ребенок становится способен сам пить, есть, надевать и снимать, майку, платье, намыливать руки и т.д. Раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием и направленными на удовлетворение естественных потребностей в еде, чистоте и одежде. В этой деятельности появляется важнейшее новообразование младшего дошкольника – самостоятельность. Таким образом, осуществляется переход ребенка от общей оценке деятельности к конкретной, что обеспечивает его познавательное и личностное развитие.

    Программа по самообслуживанию включает в себя следующие требования по разным возрастам детей.

 

Дети раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

  Закреплять умения садиться на стул, пить из чашки. С 1 года 2 месяцев воспитывать умение пользоваться ложкой, приучать самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию; выходя из-за стола, задвигать свой стул.

  Развивать полисенсорное, бисенсорное восприятие предметов (включение одного, двух или нескольких анализаторов в процесс познания признаков предметов). Учить различать, называть качества, свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый, мягкий, теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит, хрустит, звенит).

  Знакомить ребенка с разными помещениями (кухня, спальня и т.д.), их назначением, ориентировкой и поведением в них в соответствии с назначением. Дети должны знать, где что можно делать, чем заниматься, где хранятся предметы быта, игрушки, одежда, обувь и т.д. Учить пользоваться разными предметами быта. Учить пониманию слов: посуда, одежда, книги, мебель.

   Разрешать ребенку помогать взрослым. В наблюдениях выделять основные трудовые процессы и порядок их выполнения (моем посуду, вытираем, ставим на место, моем пол, окно; моем овощи, режем, кладем в кастрюлю, чистим картофель и т.д.). Говорить о качестве труда: моем чисто, делаем старательно, красиво и т.д. Упражнять в посильной помощи: принеси, подай, подержи, убери на место.

   Называть и показывать слева и справа части своего тела (руки, ноги, уши, глаза). Упражнять ребенка в игре с зеркалом (наблюдать за собою, видеть и называть цвет глаз, волос, детали прически: бантик, косички).

    При одевании (раздевании) учить снимать и надевать колготки, ботинки, шапку.

    С 1 года 6 мес. приучать детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, учить пользоваться полотенцем.

    Приучать детей к опрятности: с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, своевременно сообщать о своих естественных потребностях.

Дети от 2 до 3 лет

   Продолжать учить детей самостоятельно или с небольшой помощью взрослых мыть руки перед едой и после загрязнения, насухо вытирать полотенцем; пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, носовым платком, горшком); вытирать ноги у входа; опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой. Учиться аккуратно пользоваться туалетом, умывальником; не выходить из-за стола, не окончив еды, воспитывать бережное отношение к вещам и игрушкам.

    Обучать порядку одевания и раздевания, учить при  помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстегивать липучки, пуговицы спереди); в определенном порядке складывать свою одежду, правильно надевать одежду и обувь (застегивать большие пуговицы спереди).

    Учить детей понимать назначение предметов, различать и называть существенные детали предметов (у стула – ножки, спинка, сиденье; у рубашки – воротник, рукава, застежка). Учить группировать сходные предметы по форме, назначению и названию (стул, табуретка, кресло; ботинки, туфли, сапоги, валенки, галоши). Сравнивать и группировать предметы по форме, цвету, материалу, назначению, по наличию или отсутствию каких-то особенностей у двух близких предметов (у кофты – разрез, пуговицы; у свитера их нет). Учить понимать обобщающие слова. Совершенствовать умение устанавливать связи между назначением предмета и его строением или материалом, из которого он сделан (валенки – из шерсти для тепла; сковородка – из металла, ее можно ставить на огонь).

   Привлекать внимание детей к труду и занятиям взрослых, создавать условия для посильного участия детей. Учить их выполнять (совместно с взрослыми) простейшие поручения (разложить салфетки, поставить хлебницу; смести снег со скамеечки, полить из лейки цветок и т.д.).

      Воспитывать уважение к результатам труда взрослых, вызывая у детей желание подражать труду взрослых.

      Приобщать детей к уборке в помещениях и в процессе труда уточнять детские представления об орудиях труда, их назначении, хранении, использовании.

     Продолжать знакомить с частями тела, знать, для чего они человеку нужны. Раскрывать функциональные возможности организма и уход за ним: зубы надо беречь, чистить, полоскать рот, они нужны для того, чтобы жевать пищу; лицо должно быть чистым, тогда оно приятно и красиво; волосы должны быть чистыми, расчесанными, заплетенными в косы или украшены бантом, заколкой.

     Надо уметь наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало. Руки требуют ухода, они должны быть всегда чистыми, в зимнее время защищены от холода. Учить называть пальцы на руке. Руками можно сделать много полезных вещей. Показывать ребенку, что можно сделать пальчиками, а что удобно делать всей рукой.

Дети от 3 до 4 лет

     Воспитывать опрятность у детей, учить следить за внешним видом.

    Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место, своевременно пользоваться носовым платком, чистить зубы.

    Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом. Учить правильно пользоваться салфеткой, вилкой, ложкой.

     Воспитывать бережное отношение к игрушкам, вещам, по назначению пользоваться ими, аккуратно убирать на место.

     Учить называть окружающие предметы и материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах). Ориентироваться в многообразии предметов одного вида (платья разного цвета, фасона, размера, материала), совершенствовать умение группировать предметы по признакам (назначение, строение и др.) путем сравнения пар и групп предметов разных видов. Учить делать обобщения (одежда, обувь, мебель, игрушки и т.д.); дифференцировать предметы внутри одного рода посуда (чайная, столовая, кухонная).

    Знакомить с материалами, орудиями, инструментами, необходимыми для работы взрослых, электроприборами (стиральная машина, пылесос, мясорубка и т.д.), которые облегчают труд человека.

     Учить пользоваться предметами быта: дать понятие об осторожном, безопасном использовании бытовых приборов.

    Дать детям знания о том, что взрослые трудятся, создают необходимые вещи, предметы. Познакомить с трудом повара, прачки, продавца (правильно называть эти профессии), их основные трудовые обязанности (повар варит суп, жарит котлеты, печет пирожки; прачка стирает и гладит белье). Учить вычленять отдельные действия и их последовательность в трудовых процессах (повар, готовя котлеты, сначала взвешивает мясо, моет его, режет, пропускает через мясорубку, делает фарш, лепит и жарит котлеты); результат труда и его значимость.

   Уметь составлять свой словесный портрет: лицо, волосы, глаза, рост, мимика. Учить понимать мимику, жесты. Учить оценивать эмоциональное состояние человека (радость, горе, страх, гнев и др.). Упражнять в мимических и жестовых формах общения.

    Знать правила ухода за телом, развивать интерес к здоровому образу жизни. Следить за чистотой тела, аккуратностью прически, чистотой одежды и обуви.

Дети 4 – 5 лет

    Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

    Научить самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Учить чистить зубы.

     Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле, чихании, отворачиваться, прикрывать рот носовым платком.

    Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

     Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, не ломать, не пачкать, аккуратно ставить на место.

    Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться, приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок – чистить, просушивать.

      Воспитывать у детей стремление быть всегда аккуратными, опрятными.

    Приучать детей поддерживать порядок в своей комнате, в игрушках: убирать на место строительный материал, игрушки, мыть их, вместе с взрослым стирать кукольную одежду, подклеивать книги, протирать пыль с кукольной мебели, стульчика и др.; весной и осенью вместе с взрослыми убирать мусор, листья на улице. Учить детей помогать накрывать на стол: раскладывать хлеб в хлебницы, чашки с блюдцами, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи) и др.

     Формировать умения самостоятельно поливать комнатные растения, кормить рыб, класть корм в кормушку, учить рыхлить почву. Учить детей приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

   Учить обследованию предметов с использованием всех сенсорных систем (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Учить описывать основные признаки предметов, знать их назначение, правила использования, хранения.

     Учить детей понимать связь между назначением, строением, материалом, из которых сделаны предметы.

     Знать предметы быта, техники и уметь ими пользоваться. Иметь представления о правилах безопасного использования бытовой техники.

     Формировать у детей представление о человеческом облике: мимика, жесты, походка, осанка, голос, речь, проявление эмоций.

    Обучать детей формам общения вербального и невербального характера. Понимать положительные и отрицательные стороны в поведении окружающих людей (доброжелательность, заботливость, внимательность, дисциплинированность и другие проявления).

    Учить детей правильно пользоваться неполноценным зрением там, где оно дает точную информацию, или же использовать сохранные анализаторы, когда зрение не позволяет свободно ориентироваться.

Дети 5 – 6 лет

     Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрывать рот платком, отворачиваться в сторону.

    Совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

   Учить обследованию предметов с использованием всех сенсорных систем (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Учить описывать основные признаки предметов, знать их назначение, правила использования, хранения.

     Учить детей понимать связь между назначением, строением, материалом, из которых сделаны предметы.

     Знать предметы быта, техники и уметь ими пользоваться. Иметь представления о правилах безопасного использования бытовой техники.

   Закреплять у детей умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

    Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Учить самостоятельно готовить материалы к занятию, игре.

   Учить детей поддерживать порядок в своей комнате, в игрушках: протирать игрушки, мыть, ремонтировать книги вместе с взрослыми. Приучать добросовестно и самостоятельно выполнять доступные поручения взрослых: убирать посуду со стола, подметать пол, мыть кисточку, розетку для красок, протирать столик и т.д.

   Учить поливать растения, рыхлить почву, мыть кормушки, приучать самостоятельно заботиться о животных и растениях. Осенью привлекать к уборке овощей на огороде, к сбору семян, сбору клубней цветов и др.

    Формировать у детей представление о человеческом облике: мимика, жесты, осанка, голос, речь, проявление эмоций.

   Обучать детей формам общения вербального и невербального характера. Понимать положительные и отрицательные стороны в поведении окружающих людей (доброжелательность, заботливость, внимательность, дисциплинированность и другие проявления).

    Учить детей правильно пользоваться неполноценным зрением там, где оно даст точную информацию, или же использовать сохранные анализаторы, когда зрение не позволяет свободно ориентироваться.

Дети 6 – 7 лет

   Воспитывать навыки быстро и правильно умываться, сухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем; чистить зубы, полоскать рот утром и после еды; мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расческой, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.

   Сформировать навыки самообслуживания, привычку к чистоте и порядку, потребность следить за внешним видом. Закреплять умение самостоятельно готовить рабочее место для занятий и игр. Научить детей красиво расставлять посуду, раскладывать приборы при сервировке стола к завтраку, обеду, поддерживать порядок в игровом уголке (протирать пыль, мыть игрушки), стирать кукольную одежду, протирать столик и стульчик. Приучать детей делать мелкий ремонт книг, одежды для кукол, игрушек. Помогать взрослым во всех делах, посильных детям.

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru