Игра «Готовим обед для кукол»
Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.), определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.
Оборудование: куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, колбасы, молока, творога.
Ход игры: Взрослый: «Кукла Маша принесла из магазина много разных продуктов. Назови, пожалуйста, какие продукты принесла Маша?». Ребенок по муляжам перечисляет продукты. «А сейчас мы вместе приготовим вкусный обед для наших друзей (кукол). Из чего состоит обед? – из первого блюда (борщ, суп, щи), из второго блюда (котлеты, голубцы, пельмени, картофель, макароны, рис, овощные салаты), из третьего блюда (сок, минеральная вода, компот, чай). Выбери на столе посуду, которая нам понадобится для приготовления первого блюда (кастрюля, в которой мы варим суп), второго блюда (сковорода, в которой мы жарим котлеты, картофель, рыбу), третьего блюда (кастрюля для варки компота или графин для воды или сока)». Взрослый вместе с ребенком показывает и имитирует действие приготовления пищи на обед. Например, взрослый сначала спрашивает ребенка, как он будут готовить обед, а затем объясняет поэтапно приготовление первого блюда:
– промыть в дуршлаге необходимые продукты для приготовления первого блюда (мясо, овощи);
– очистить овощи от кожуры и нарезать на разделочной доске;
– положить в кастрюлю необходимые продукты и залить их водой;
– поставить на детскую плиту и зажечь конфорку;
– после того, как суп будет готов, разлить половником по тарелкам.
На второе блюдо готовим рыбу с овощами. Взрослый по аналогии проводит беседу и показ необходимых продуктов и посуды для приготовления второго блюда. На третье – варим компот из фруктов (яблок, груш, лимона). Взрослый поэтапно объясняет ребенку каждое действие, а затем спрашивает, что будут делать.
Когда обед для кукол готов, начинаем сервировать стол посудой. Раскладываем приготовленные блюда по тарелкам, желаем приятного аппетита, и дети начинают кормить кукол, расхваливая при этом блюда. После того, как куклы пообедали, дети вытирают их салфеткой и «благодарят» за вкусный обед.
(Игры и упражнения, направленные на формирование гигиенического навыка по уходу за собственным телом)
Игра «Вымой руки кукле»
Цель:создать у ребенка положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.
Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.
Ход игры: Ребенок сидит перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Взрослый приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Взрослый говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки). Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».
Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и надевает его на куклу. Кукла Аня говорит «спасибо» и уходит в гости. Взрослый: «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки».
(Игры и упражнения, направленные на формирование навыка одевания и раздевания)
Игра «Подберем куклам одежду»
Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Оборудование:две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.
Ход игры: Взрослый: «Посмотри, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи. Далее предлагает ребенку выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Взрослый спрашивает: «Что носят девочки, а что носят мальчики?». После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой – Катю. Взрослый в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему собственными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и для девочек. Обязательно хвалить ребенка за то, что куклы одеты правильно и красиво.