Обучать ли ребёнка плаванию – личное решение каждой семьи. Плавание - очень важная человеческая функция. Плавание отлично развивает чувство равновесия, оно очень полезно для позвоночника. Первые уроки плавания родители могут дать ребёнку самостоятельно. Совсем не обязательно быть знатоками всех стилей и видов плавания, главное - научить ребенка уверенно и безбоязненно держаться на воде, привить первоначальные навыки и приемы плавания.
Преодолеть водобоязнь
Случается, что дети так боятся воды, что даже купание в ванной становится проблемой для их родителей. Причины возникновения водобоязни бывают разными: кто-то неожиданно упал в воду, и это стало для него шоком, кого-то искупали в слишком холодной или слишком горячей воде. У впечатлительных детей водобоязнь может возникнуть даже после прочтения книги или просмотра фильма о бедствиях на воде. Детям с водобоязнью очень неприятно, когда вода попадает на лицо и особенно в глаза. А при купании от давления воды у них возникает скованность движений, затрудненность дыхания, панический страх перед глубиной. Чтобы облегчить состояние таких малышей, уроки плавания с ними нужно проводить не в назидательной, а в развлекательной форме. Им важно не столько обучиться разным стилям плавания, сколько познакомиться со свойствами воды, с условиями плавучести и равновесия своего тела. Упражнения, направленные на это, помогут им ориентироваться в воде и избавиться от чувства страха. Через игру и игровые упражнения дети преодолевают боязнь воды, с каждым посещением бассейна, страхов становится все меньше и меньше.
Закаливание ребенка имеет огромное значение для укрепления здоровья и предупреждения болезней. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Начинать закаливать ребенка нужно с самого раннего возраста, когда организм только формируется. Важно постоянно приучать к условиям изменяющейся внешней среды не только здоровых, но и слабых детей.
Принципы закаливания
Первый принцип систематичность и последовательность использования процедур. Закаливание должно проводиться по возможности ежедневно, перерывы в приеме процедур быстро приводят к снижению их эффективности. Нужно начинать с более щадящих и менее интенсивных воздействий с постепенным переходом к более сильным. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.
«Нельзя врачевать тело, не врачуя души»
Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
«Роль семьи в физическом воспитании ребенка»
Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако, родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет.
Ребенка дошкольного возраста можно научить многому, однако, большие тренировочные нагрузки неокрепшему детскому организму чаще всего не под силу.
Отдельные элементы спортивных занятий лучше всего осваивать с родителями.
Гуляя с ребенком, дайте ему возможность свободно бегать и прыгать. Прогулки сочетайте с занятиями сезонными видами спорта.
Всем детям доступна ходьба на лыжах (по ровной местности, а также скатывание с небольших отлогих пригорков). При спуске ребенок скользит одновременно на обеих лыжах, ноги слегка согнуты в коленях, руки с палками одновременно выносятся вперед.
К 4 годам ребенка можно научить надевать и снимать лыжи. Продолжительность лыжных прогулок вначале должна быть не более 20 мин, а затем, когда ребенок немного освоился, они могут длиться 40 – 50 мин.
На прогулках можно использовать «буксировку» (малыш стоит на лыжах, а родители тянут его за палки или веревку, изображая паровоз с вагонами или буксир с баржей).