Этот вопрос, к сожалению, мы задаем себе порой слишком поздно. Шестилетний ребенок поступает в школу, и тут обнаруживается, что у него функциональное нарушение осанки. О чем это говорит? Прежде всего о неиспользованных резервах формирования осанки в условиях детского сада, слабой пропаганде соответствующих знаний среди родителей будущих школьников.
Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создает условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная, сердечно – сосудистая и др. Осанка имеет не только эстетическое, но и социальное значение. Ведь максимальную работоспособность как в труде, так и в учебной деятельности можно достичь имея правильную (рациональную) осанку.
С поступлением ребенка в школу его двигательный режим значительно меняется, возрастает объем статической нагрузки, а это ведет к увеличению функциональных нарушений осанки детей.
Выработка правильной осанки – сложный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся длительное время. Хорошая осанка украшает фигуру человека, помогает ему овладеть сложными двигательными навыками.
Неправильное положение тела связано с односторонним отягощением мышц, слабостью мускулатуры, привычкой опускать голову, подавать вперед плечи, горбится, искривлять позвоночник.
У дошкольников часто встречаются те или иные отклонения в положении тела при естественной стойки. Для предотвращения исправления отклонений в формировании осанки у детей 3 – 4 года разработана система игр и упражнений, которые включаются в занятия, в игры. Упражнения простые, доступные детям, которые можно использовать в домашних условиях.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Игры и упражнения для формирования правильной осанки |
||
Название игры (упражнения) |
Основные задачи |
Дозировка |
«Встань прямо» |
Дать детям первоначальное представление о правильной стойке |
6 – 8 раз |
«Найди правильный след» |
Научить отличать правильное положение стоп от неправильного |
5 подходов по 5 – 6 раз |
«Как стоять» |
Научить стоять у стены на отпечатанных следах стоп, сохраняя правильное положение тела |
4 подхода по 6 – 8 раз |
«Встань, как я» |
Научить отличать правильную стойку от неправильной, подрожать положению тела воспитателя |
6 подходов |
«Приседания у стены» |
Учить детей стоять на шаблоне, касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками; приседать и вставать, сохраняя правильную осанку |
6 подходов по 3 – 4 раза |
«Держи голову прямо» |
Научить детей прямо держать голову. Развить умение переносить на голове легкие предметы и спускаться по наклонно доске. |
4 – 5 раз с интервалом 30 – 40 сек. |
«Держи плечи прямо» |
Научить детей правильно держать плечи и грудь при естественной стойке, выполнять упражнения с гимнастическими палками. Закреплять навыки ползания по скамейке. |
4 – 5 раз с интервалом 30 – 40 сек. |
«Подтяни живот» |
Научить детей подтягивать живот. Развивать мышцы живота. |
4 – 5 раз с интервалом 30 – 40 сек. |
«Выпрями ноги» |
Научить правильной постановке стоп. Развивать мышцы ног. Учить выполнять разнообразные прыжки и подскоки. |
6 подходов по 5 – 6 раз |
«Выполняй правильно» |
Учить правильно, держать корпус при ходьбе и беге; выполнять упражнения с гимнастическими палками. |
|
«Аист» |
Учить стоять на одной ноге на шаблоне с отпечатками стоп, сохраняя правильную осанку. |
3 – 4 раза по 8 – 10 сек. |
«Каток» |
Учить детей перекатыванию из исходного положения, лежа на животе. Продолжать упражнять в правильной стойке на шаблоне. |
4 – 5 раз по 5 – 6 перекатов |
«Перетягивание» |
Научить детей перетягивать друг друга (парами или маленькими группами), принимая правильное исходное положение. |
|
«Подражание» |
Учить детей принимать правильное исходное положение с предметами и без них, подражая воспитателю. |
3 – 4 вида стойки по 5 – 6 раз |
«Не урони мешочек» |
Учить детей переносить на голове мешочек с песком, выполнять повороты |
6 – 8 раз по 1,5 – 2 мин. |
«Пастухи и овцы» |
Учить детей выполнять упражнения с палкой за спиной, за головой. |
4 – 5 раз по 2 -3 мин с интервалом40 – 50 сек |
«В лесу» |
Учить детей ходить на четвереньках и ползать, подражая разным животным. |
5 – 6 раз по 1 – 2 мин с интервалом 30 сек. |