Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

Содержание коррекционной   работы

 

Одновременно с общеобразовательным процессом в детском саду осуществляется коррекционная работа. В  ДОУ   функционирует 7 коррекционных групп: 5 групп комбинированной направленности для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие),       1 группа комбинированной направленности для детей с  тяжелым нарушением  зрения (слепые дети); 1 группа  компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллектуального развития. В группах  находятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.

Коррекционная работа направленна на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, оказание логопедических услуг  детям с речевыми нарушениями,  раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений  слабовидящих детей, восстановлениеих зрительных функций,  преодоление  недостатков зрительной патологии и психофизического развития.

Субъектами   коррекционно-образовательного процесса  являются тифлопедагог, педагог-психолог, дефектолог, учитель-логопед, воспитатели,  педагоги дополнительного образования, медицинские сестры,  инструктор по  физической  культуре,  музыкальный  руководитель

Виды коррекционной работы в детском саду:

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие социально-бытовой ориентировки;
  • коррекция нарушений речи;
  • развитие осязания и мелкой моторики;
  • развитие навыков ориентировки в пространстве;
  • обогащение  социального опыта детей с  интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционную работа  осуществляется  по двум направлениям: коррекционно-педагогическая деятельность,лечебно-восстановительная деятельность.         

В течение дня осуществляются лечебные процедуры и коррекционные занятия. Реализуется принцип взаимопроникновения различных видов деятельности на основе взаимодействия специалистов и воспитателей. Дети посещают творческие объединения дополнительного образования.

В ДОУ  течение года работает психолого-медико-педагогический  консилиум (ПМПк). Два  раза  в год  проводится  диагностика. Одним   из   основных   принципов   диагностики      является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами.  По результатам диагностики пециалисты службы сопровождения  составляют  индивидуальные коррекционные маршруты, отслеживают динамику.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения осуществляется по программе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения)»  под редакцией Л.И. Плаксиной. Основные положения  коррекционно-педагогической деятельности  в работе с детьми с нарушением зрения заключается в следующем:


  • активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства - зрительное, слуховое, тактильное,  пространственное,  обоняние, вкус;
  • обогащение сенсомоторного опыта детей и совершенствование сенсомоторной координации посредством использования предметов, изготовленных из материалов  разной фактуры, формы, цвета, размера;
  • организация физкультурной деятельности, динамических развивающих игр, разыгрывание сюжетов, отражающих определенную тематику.

Коррекционные занятия   проводятся тифлопедагогом индивидуально или подгруппами с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей ребенка.

Конечная цель развития детей по программе: стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Логопедическая коррекционная работа осуществляется по программе «Программа  логопедической  работы  по  преодолению  общего  недоразвития речи  у  детей»  Т.Б.Филичевой,  Г.В.Чиркиной,  Т.В.Тумановойв интеграции с  комплексной программой. Цель программы: развитие правильной речи у дошкольников.   Основной  формой  обучения являются  логопедические  занятия. Логопедические занятия проводятся с детьми  из разных возрастных групп  индивидуально или по подгруппам.

В коррекционном  процессе участвуют все педагоги. Воспитатели ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя – логопеда. Воспитатели групп контролируют речь детей во время   и режимных моментов, способствуют автоматизации поставленных или исправленных учителем-логопедом звуков, развивают мелкую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, расширяют словарный запас, совершенствуют грамматический строй и связную речь детей.

Нарушений речевого развития взаимосвязано с нарушениями психофизического и психического  развития, поэтому участники коррекционного воздействия занимаются не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов. Педагог-психолог корректирует основные психические функции, развивает произвольность и навыки самоконтроля, создает среду психологической поддержки детям с нарушениями речи. Музыкальный руководитель развивает чувство ритма и темпа, речевое дыхание, слуховое внимание, способствует автоматизации звуков при разучивании и исполнении песен. Инструктор по физкультуре развивает общую моторику и координацию движений, умения по мышечной релаксации.

Коррекционно-речевой и дошкольный образовательный процессы  осуществляются в сотрудничестве с родителями (законными представителями) и специалистами.

Коррекционная работа  педагога-психолога направлена  на психические и психофизические процессы, на эмоционально-волевую сферу,  на смягчение адаптационного периода. Педагог-психолог  учреждения работает с разной категорией детей: слепые, слабовидящие, дети с умственной отсталостью, дети с нормой развития. Работа строится по основным направлениям: диагностическое,  психопрофилактическое, коррекционно-развивающее, консультативное. Цель – оказание своевременной психологической помощи в процессе психического, психофизиологического и личностного развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.

Вся коррекционная работа в  учреждении  осуществляется как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности, то есть на индивидуальных и  групповых  занятиях. Предварительно осуществляется диагностика детей. Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).

По результатам диагностики выявляются дети, нуждающиеся в индивидуальной помощи. На основе диагностики  составляются индивидуальные планы коррекционной поддержки. Для детей с подобными  нарушениями создаются подгруппы. Занятия проводятся вне непосредственно образовательной деятельности. Практикуются разные формы работы: наблюдение, психогимнастика, игротерапия, занятия с элементами тренинга, релаксация, сказкотерапия.

Педагог-психолог работает в тесном контакте с воспитателями, родителями, администрацией. При работе с ребенком осуществляется анализ социальной ситуации в семье и соответственно выстраивается работа с родителями.

 

В  группе  компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллектуального развития   работа  ведется  по «Программе  воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной  недостаточностью»  под  редакцией  Л.Б.Баряевой,  О.П.Гаврилушкиной.     Программа  разработана в  целях  осуществления коррекционно – образовательной  работы с  детьми  дошкольного  возраста  (с  3  - 4 до  7 - 8  лет).  Цель  программы:  обеспечение  процесса  социализации дошкольников  с интеллектуальной  недостаточностью,   коррекцияихпсихофизических  дефектов,  подготовка  дошкольников к школьному  обучению и к адекватному включению   в окружающую  социальную среду.

Содержание  программного  материала  построено  в  соответствии с  принципом  концентричности,  то  есть  ознакомление с  определенной областью  действительности  от  этапа  к этапу  усложняется,  тема  остается такая  же, а  содержание материала  раскрывает  сначала  предметную,  функциональную,  смысловую  стороны,  затем  сферу  отношений,  причинно – следственных,  временных  и  других  связей  между  внешними  признаками  и  функциональными  свойствами..

Особенностью  программы  является  распределение  материала  не по  годам  обучения,  а  по этапам.  Время  освоения  содержания   каждого  этапа  строго индивидуально  и  зависит от  целого  комплекса  причин,  определяющих  структуру  нарушения  у  конкретного  ребенка.

Содержание коррекционно-развивающей работы в программе представлено по направлениям:   физическое и моторно-двигательное развитие, игровая деятельность, труд,  формирование представлений  о себе и окружающем мире, развитие речи, конструирование, формирование элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, музыкальное воспитание.  

Основные позиции в организации  коррекционно - воспитательного процесса  в условиях группы   принадлежат  учителю - дефектологу,  воспитателям,  педагогу  – психологу. Образовательная деятельность  с  детьми  проводятся  по  подгруппам  в  соответствии с особенностями их  нарушений.  Время занятий составляет – 15-20 минут. Усвоение  программного  материала  способствует  максимальной  нормализации  и восстановлению  утраченной  целостности  развития и  обеспечивает   процесс  социализации  дошкольников  с  интеллектуальной  недостаточностью.

 

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru