Нарушение грамматического строя речи наиболее характерно для детей с общим недоразвитием речи, им трудно без посторонней помощи овладеть грамматическими категориями.
Преодолевать речевые нарушения можно разными способами, но опыт свидетельствует: наилучших результатов легче всего добиться, играя с ребенком, рассказывая ему истории, сказки. Для закрепления употребления в речи притяжательных местоимений «Мой!», «Моя!», «Мое!», «Мои!» предлагаю вам рассказать ребенку сказочную историю, про жадного медвежонка, которая поможет ребенку овладеть грамматическими формами, активизирует мыслительную деятельность, воображение.
Историю рассказывает сначала взрослый, а потом попросить ребенка. При этом используйте куклы бибабо, игрушки, иллюстрации, предметные и сюжетные картинки.
Применение такого вида совместной деятельности родителей с ребенком дает очень хорошие результаты: ребенок быстро усваивают то, что недавно для него было недоступно.
В рамках реализации Регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», Национального проекта «Образование» в детском саду с 2013 года функционирует консультационный пункт.
Основной целью оказания услуг в рамках консультативного пункта является создание условий для удовлетворения потребности родителей (законных представителей) в саморазвитии по вопросам образования и воспитания детей, в том числе родителей детей, получающих дошкольное образование в семье, граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Работа специалистов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов), прежде всего, ориентирована на оказание адресной помощи родителям, по интересующим их вопросам, а так же популяризацию педагогических технологий, диссеминацию результатов педагогических и психологических достижений на современном этапе развития системы образования.
Педагоги, анализируя свой практический опыт, отмечают качественные изменения контингента воспитанников (увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с искаженным, диспропорциональным развитием, проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы, детей с нестандартным поведением. Так же педагоги выделяют изменения, произошедшие в современной семье.
Можно скучно и долго объяснять ребенку, какие бывают деревья, с какого дерева листочек или плод, но более подходящий способ – игры-упражнения с наглядным материалом. По изображениям листьев, дети будут изучать названия самих деревьев. После, без труда, быстро и точно смогут отличить клён от каштана, берёзу от дуба и так далее.
Такие игры помогут научить ребенка разбираться в деревьях, закрепить лексико-грамматические категории.
Покажите ребенку разные виды деревьев, отметьте особенности строения ( ствол, ветви, листья, (иглы) плоды и так далее.
Игра-упражнение «С какого дерева плод?»(подойдет любая мягкая игрушка).
Посмотри, какие плоды нашёл ёжик, назови и расскажи, что где растет.
(Ёжик нашел жёлуди, желуди растут на дубе и т. д.)
- Не перебивайте вашего ребенка, пока он не закончит фразу.
- После того, как ваш ребенок закончил фразу, сделайте небольшую паузу, давая, таким образом, для него передышку.
- Не заканчивайте фразу за ребенка, если вдруг он начал заикаться, если часто перебивать речь ребенка, он начнет еще больше спешить и нервничать, чтобы успеть «все» сказать.
- Сделайте небольшую паузу перед тем, как прокомментировать то, что сказал ребенок, если ребенок захочет сказать что-то еще, он может сделать это без спешки.
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:
а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки,
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребёнка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребёнку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопёке. И в том, и в другом случае у ребёнка не формируется мотивация речевого общения. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции. Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.