Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений направленных на укрепление органов артикуляции (губ, языка, щек, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимые положения, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.А всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым нужно заниматься артикуляционной гимнастикой:
в первых- некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста;
во вторых - дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои дефекты, когда с ним начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовленными;
в третьих- артикуляционная гимнастика полезна даже детям с правильным, но вялым, нечетким звукопроизношением, про которых ещё говорят, что у него «каша во рту»;
а в четвертых – занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем – и детям и взрослым - научится говорить правильно, четко и красиво.
Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста?
В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится в игре!
Сначала познакомим ребенка с основными положениями губ и языка с помощью веселых историй о Язычке
- Выполнять упражнения медленно, обязательно перед зеркалом, так как ребенку нужен зрительный контроль.
- Со временем, когда ребенок освоит все упражнения, переходить к более быстрому темпу и выполнять их под счет.
- Каждое упражнение выполняется 6-8 раз по 10 секунд.
- Следить, чтоб упражнения выполнялись правильно.
- Заниматься два раза в день утром и вечером, в течении 5-7 минут в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.
- Занимаясь с детьми 3-4 –летнего возраста следите, чтобы они усваивали основные движения.
- К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными.
- В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.
- Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ребенок не может удержать положение языка даже короткое время, обязательно нужно обратиться к логопеду.
Сказка «Веселая прогулка»
У всех есть домик. Мышки живут в норках, птички в – гнёздах, рыбки плавают в воде. А где живёт наш Язычок? Правильно он живет во рту: за алыми губками, за белыми зубками (сильно улыбнуться, показать сомкнутые верхние и нижние зубы).Рано утром язычок проснулся, открыл «Окошко» (широко открываем рот).
-Посмотрел, какая погода и снова в домик спрятался. (улыбнуться, открыть широко рот, высунуть сильно язык и затем спрятать его.
Смотрит в лево, смотрит в право
«Тик- так» часики идут,
«Тик- так» песенку поют упражнение «Часики» ( тянется кончик языка то к левому углу рта то к правому)
Потом посмотрел язычок из окошка в низ, нет ли луж, посмотрел вверх, светит ли солнышко (открыть рот и поднять язычок вверх к носу и вниз к подбородку). Увидел язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор.
А во дворе он увидел качельку и захотел покачаться:
Сели дети на качели и взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись упражнение «Качелька» (открыть широко рот, поднять язык вверх за верхние зубы, опустить вниз за нижние зубы, вверх – вниз).
Слез язычок с качели и побежал домой. А в доме пахло чем-то очень вкусным: это мама приготовила тесто для пирогов и блинов, язычок стал месить тесто и скалкой его раскатывать, вот так… упражнение «Месим тесто» (улыбнуться открыть рот покусать язык зубами: та-та-та; пошлёпать язык губками пя-пя-пя; прикусить язык зубами и протащить его с усилием)
Тесто мнем, мнем, мнем,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Раз, два, три, четыре, пять
Не пора ли вынимать?
Стали мама с язычком блинчики есть с ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губки аккуратно облизать упражнение «Вкусное варенье» ( открыть рот, широким языком облизать верхнюю губку, затем круговым движением верхнюю и нижнюю.
Блин мы ели с наслажденьем.
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать
Ротик нужно облизать.
После еды пошёл язычок чистить зубки
упражнение «Чистим зубки»
(открыть рот кончиком языка почистить за верхними зубами, потом за нижними)
Погулял наш язычок и прилег он на бочок.
Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения. Такие упражнения ребенок будет выполнять с радостью и удовольствием.
Желаю успехов!