Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениям. Для полноценного физическогоразвития и укрепления здоровья дошкольников используются различные формы двигательной активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные игры, подвижные игры, физкультминутки, бодрящая гимнастика после сна и т. д. Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение физического и психического благополучия.
Необходимо ежедневно проводить утреннюю гимнастику, которая даёт заряд бодрости на весь день. Спецификой гимнастики является обучение детей правильным движениям. В процессе обучения движениям у детей совершаются умения ориентироваться в пространстве и выполнять движения четко и точно, в заданном воспитателем темпе, ритме и направлении, вырабатывается согласованность движений каждого ребенка с действиями всего коллектива. Таким образом, обогащается двигательный опыт детей. Основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитание физических качеств являются физкультурные занятия, которые проводятся по расписанию во всех возрастных группах. В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
- в среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего, выносливость и силу);
- в старших группах – сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность и т.д.
Поэтому используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
- занятия по традиционной схеме (вводно-подготовительная часть, общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);
- занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
- занятия-тренировки в основных видах движений;
- занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
- занятия-зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние.
Значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают общеразвивающие упражнения. В детском саду они используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, в спортивных праздниках. В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений у детей создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей. В комплексах утренней гимнастики и на физкультурных занятиях применяются общеразвивающие упражнения, специально разработанные для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела. Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности и дисциплины. Применяются комплексы ОРУ без предметов или с использованием различных предметов (с гимнастическими палками, с мячами, с обручами, с лентами, с флажками, со скакалками и т.д.). Используются упражнения для развития координации, ловкости, равновесия, пространственных и временных ориентировок.