Наблюдая за тем, как дети разных возрастов рассказывают содержание одних и тех же картинок, мы установили, что ребёнок проходит три ступени в развитии умения строить рассказ.
На первой ступени, ступени перечисления, дети только называют отдельные предметы, изображенные на картинке, не пытаясь установить какую бы то ни было связь между ними. Например: "Собачка, дядя, мальчик, цветочки, тётенька" (3 года).
Ко второй ступени, названной стадии описания, были отнесены те ответы, в которых дети устанавливали первые связи между предметами. Обычно это были связи действия. По той же картине ребёнок четырёх лет даёт следующий рассказ: "Дядя сидит за столом. Он кушает. Мальчик тут. Он тоже кушает. Собачка сидит. Ещё тётенька".
К третьей ступени были отнесены ответы тех детей, которые объясняют содержание картины: "Это рабочий. Он пришел домой и сел обедать. Жена несёт суп, а сын тоже сел кушать. Собачка сидит рядом и тоже хочет кушать" (5 лет).
Чем ближе и понятней сюжет картинки, тем более совершенным будет её восприятие. Четырёхлетние дети могут дать не только описание, но и истолкование картинки со знакомым сюжетом, и в то же время даже школьники, рассматривая трудную для них картинку, дают простое перечисление. Огромную роль играет и форма вопроса, с которым взрослый обращается к ребёнку при рассматривании картинки. На вопрос "Что нарисовано на этой картинке?" - детям легче всего ответить перечислением, Они не будут задумываться над установлением связи между предметами. Если поставлен вопрос "Что происходит на картинке?" - дети дают описание действий. И только вопрос "О чём эта картинка?" - наталкивает детей на необходимость давать истолкование сюжета. Чтобы ребёнок смог легко устанавливать связи между предметами на картинке, нужно обращать его внимание на позу изображенного человека, на его местонахождение на картине. Самым главным для понимания сюжета картины является осмысливание человека в его действии.
Полезным видом работы для развития умения правильно истолковать содержание картинки будет придумывание название картинки, так как в качестве названия должен выступить самый существенный, отличительный признак картинки. Детям нравится определять, к каким сказкам сделаны те или иные иллюстрации. После того как сказка будет названа, нужно попросить ребёнка вспомнить, какому месту в сказке соответствует данная картинка. Такие викторины можно составлять из старых детских книг, вырезая иллюстрации и наклеивая их на картон. Постарайтесь, чтобы в подборке были не только самые узнаваемые сюжеты, но и второстепенные. Так вы разовьёте память ребёнка, приучите его более внимательно слушать то, что вы ему читаете.
Несколько советов для родителей
- Вы должны обращать внимание и на собственную речь, так как ребёнок подражает взрослому. Поэтому говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т. к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
- Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
- Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
- Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…)
- Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
- Называйте всё, что видит или делает ребёнок;
- Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками.
Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава.