Развивать речевые навыки лучше в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с вашим ребенком.
Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.Когда вы вместе с ребенком, рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? Можно просто спросить: Какой он? Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх.
Спросите у ребенка: Что бывает высоким? - Дом, дерево, человек... - А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда? Или: Что бывает широким? - Река, улица, лента...- А что шире - ручеек или река? Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота» , «ширина» и др.
Вот примеры нескольких игр: «Отгадай предмет по его частям».
В эту игру можно играть в двух вариантах.Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов – мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.
«Отгадай предмет по описанию».
Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные.
«Шаги» (Кто быстрее доберется до...)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи, в общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например, «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!».
Желаем успехов!