Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать — необходимо. Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают какие-то мелочи, на которые вроде и внимания не обратишь. Ребенок заметит, что «муравей тащит веточку задом наперед», что «электричка пищит, а паровоз гудит», что «маму кто-то обидел, она не присела рядом со мной, когда пришла с работы».
Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым — лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляются «Почему, зачем?», а уж потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?» Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человечества, уровень развития общества, технического прогресса. Именно поэтому предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Мир разнообразен, значит и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям, назначению. Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств ребенка. Исходя из этого, нужно как можно раньше приобщать детей к литературе, при этом, не используя ее как средство сопровождения каких-то действий ребенка. Для этого больше подойдут, пожалуй, народные песенки, потешки. Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Это необходимое средство ознакомления его с социальным миром. Через игрушку малыш познает разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки.
ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ ДОМА!!! (ИГРЫ НА КУХНЕ)
«Угадай на вкус»
Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, киви, огурец, морковь, капуста, редис, репа). Предложите ребенку закрыть глаза и дайте ему разжевать дольку овоща или фрукта. Пусть ответит, что был за вкус (кислый, сладкий, горький, соленый), и назовет овощ или фрукт, который он съел.
«Гоночный автомобиль»
Положите на тарелку половинку очищенного банана. От оставшейся части отрежьте кусочек и разместите сзади, также нарежьте колеса. Сделайте фары из драже. Кабину можно сделать из половинки абрикоса. Взбитыми сливками обозначьте на тарелке выхлопные газы. Ешьте сразу после приготовления. Иначе бананы станут коричневыми, а взбитые сливки опадут.
Желаем успехов!