В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Стандарт включает в себя требования к структуре Программы ДО, в том числе и к структуре планирования образовательной деятельности. Выделим некоторые из положений:«Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…».
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
В соответствии ФГОС ДО программное содержание образовательной деятельности в нашем ДОУ представлено комплексно-перспективным планированием, которое раскрывает в полном объеме содержание знаний детей по определенной теме. В планировании отражён целенаправленный выбор методов и форм организации детей и их сочетание. Модель календарного планирования включает в себя оптимальное распределение содержания образования, развития и воспитания осуществляемое в течении дня (утро, прогулка, после сна, вечер), недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница).
Освоение содержания всех образовательных областей осуществляется через разнообразие детских видов деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, двигательной, продуктивной, познавательно-исследовательской, театральной, чтении и т.д.). В планировании образовательной деятельности отражено взаимодействие с семьями воспитанников (проведение прогулок, помощь в подготовке материалов для коллекций и наблюдений, создании пособий, совместное с детьми изготовление поделок из природного материала).
Комплексно-тематический принцип планирования позволяет осуществить интеграцию со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию.
Реализовывая образовательные задачи по определенной теме можно всю деятельность с детьми оформить в мини – проект, в котором его содержание, сроки определены образовательной программой ДОУ, а пути их реализации выбирает воспитатель.
Например, в рамках тематической недели «Осень» в средней группе №1 «Астрочки» реализовался мини – проект «Осень «наследила».
Первый этап (предварительный) проекта был представлен комплексно – тематическим планированием на неделю.
Второй этап (основной) реализовался в соответствии календарного планирования через НОД, совместной и самостоятельной деятельности детей.
Третий этап (заключительный) - итоговые мероприятия: конкурс - выставка из природного материала «Осенний калейдоскоп»; праздник «Волшебный зонтик»; спортивное развлечение «Осень в гости к нам пришла»; оформление «Чуда-дерева».
В рамках реализации этого проекта проводилась работа с родителями, с детьми и в оформление предметно-развивающей среды.
Работа с родителями:
- консультации: «Осень в поделках детей (что можно сделать из природного материала с детьми)»; «Что должен знать ребенок о сезонных изменениях в природе»; «Как одевать ребенка осенью»;
- оформление уголка для родителей информацией по проекту (папки-передвижки, информация, объявления);
- побуждение к выполнению совместной работы с детьми поделок из природного материала «Осенний калейдоскоп»;
-сбор коллекций из природного материала;
- изготовление стенда «Чуда-дерева»;
- подготовка к осеннему празднику (изготовление для героев праздника костюмов).
Работа с детьми:
Организованная образовательная деятельность (занятия)
ОО «Познавательное развитие» (Природное окружение).
Тема: «Осень». Цель: расширять представления детей о характерных признаках осени.
Тема: «Что нам осень принесла». Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов.
ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование).
Тема: «Красивые цветы». Цель: развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.
ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование).
Тема: Лепка «Грибы». Цель: закреплять умение лепить знакомые предметы, использовать усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ.
Организованная деятельность (в режимных моментах)
ОД (региональный компонент). Тема: «Осень на Ямале». Цель: дать первоначальные представления о природе Севера. Познакомить с особенностями природы Севера (ранний приход осени, долгая снежная, морозная зима, поздняя весна, короткое лето). Расширять представления о растительности родного края: грибы, ягоды.
ОД по безопасности. Тема: «Съедобные ягоды и ядовитые растения». Цель: познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями. А также различать их и правильно называть.
ОД по конструктивно - модельной деятельности. «Птички улетели» (Аппликация из сушеных листьев). Цель: учить детей выполнять поделку, подбирая необходимый материал. Учить находить сходство с реальными изображениями, добавляя необходимые детали из бумаги. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Формировать практические навыки работы с природными материалами (засушенными листьями). Воспитывать эстетические чувства.
Беседы:
«Осень в жизни зверей». Цель: дать представления о жизни животных осенью.
«Витамины для здоровья». Цель: вызвать у детей желание заботится о своём здоровье, учить детей различать витаминосодержащие продукты. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». Цель: учить внимательно рассматривать картину; воспитывать интерес к произведениям живописи; формировать эстетическое восприятие.
Наблюдения в природе на прогулке.
Игровая деятельность:
Подвижные игры:Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!»,«Я знаю 5 названий!»,«Осенние листочки», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди»,
Дидактические игры: «Раз, два, три к кустику беги!», «С какого дерева листок?»,«Детки на ветке»,«Найди такой же». «Один - много», «Назови признаки осени», «Выложи узор из листьев»;
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»; «Компот», «Грибы»
Дыхательная гимнастика «Лист осенний»;
Физкультминутка «Дождик», «Листопад».
Самостоятельная деятельность. Создание условий:
- для рассматриваний иллюстраций, картин по теме недели;
- для сюжетно-ролевых игр, игровых ситуаций «Семья на прогулке», «Мама готовит обед»;
- для художественного творчества: раскраски по теме недели.
Предметно - развивающая среда:
- Альбомы «Осень», «Осень в жизни зверей»; «Растительный мир леса»; «Животный мир леса»;
- Дидактические игры;
- Художественная литература;
- Коллекции из природного материала;
- Гербарии;
- Поделки из природного материала;
- Календарь природы.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд приимуществ:
- представления детей об окружающем мире становятся целостными,
- повышается мотивированность детской деятельности,
- образовательная работа равномерно распределяется в течение дня,
- снижается психологическая нагрузка на детей,
- активизируется участие родителей в образовательной деятельности.
ФГОС ДО ориентирует на взаимодействие с родителями. Родители должны участвовать в реализации программы, должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями.