Дорогие родители! Обращали ли вы внимание на то, что «очкарики» делятся на грустных и веселых? Одних нарушение зрения печалит, обидные и шутливые дразнилки сверстников огорчают, а другие не только не огорчаются, но и сами любят пошутить, а главное - увлеченно помогают своим глазам решить серьезную проблему: как научиться лучше видеть? и при этом хорошо учиться? и даже улучшить зрение в будущем? Что же делать ребенку со слабым зрением, чтобы не напрягать глаза? Как правильно организовать свое рабочее место?
Как правильно тренировать глаза
Познакомьте детей с правилами охраны и гигиены зрения; для начала разучите с ними упражнения для снятия зрительного утомления. Почему это нужно прежде всего? Потому что первопричиной всех нарушений зрения является умственное и психическое напряжение, которое порождает физическое напряжение глаз и глазных мышц.
Глаза - это часть организма, и в качестве таковой они подвержены воздействию факторов, влияющих на организм в целом. Ни один другой орган чувств не испытывает такой нагрузки, как глаза! Такие болезни, как диабет и нефрит, могут стать причиной проблем со зрением. Установлено, что пятна перед глазами «плывут» при заболеваниях печени и нарушениях пищеварения; что воспалительное состояние (конъюнктивит, воспаление радужной оболочки глаз) является симптомом дисбаланса в организме, возникающего вследствие чрезмерного потребления сахара, белка и т.д.
Есть и чисто механические причины нарушения нормального снабжения глаз кровью и нервными импульсами. Они кроются в напряженном состоянии мышц задней части шеи, которые действуют на шейные позвонки, затрудняя нормальное функционирование зрительных нервов, а также поражая вазомоторные нервы, контролирующие размеры небольших артерий, в результате чего приток крови к голове ограничивается.
Можно утверждать, что зрительный анализатор - самый чувствительный и самый неподготовленный к учебным нагрузкам орган ребенка, впервые приходящего в школу. Начальный период обучения предполагает чрезвычайно высокий уровень зрительных нагрузок в связи с интенсивным овладением детьми чтением, письмом, счетом.
Расскажите детям, что глаза заслуживают внимательного и бережного отношения к себе. Сделайте все возможное, чтобы выработать у них зрительные привычки, способствующие уменьшению нагрузки на глаза. Чтобы понимать, как и почему появляются зрительные нарушения, детям надо знать, как устроен и работает сложный орган зрения.
Организуйте свою жизнь и жизнь ваших детей так, чтобы в свободное время вы имели возможность активно отдыхать и восстанавливать силы. Проникнитесь мыслью о необходимости заботы о своих глазах и глазах ваших детей. Пусть простые приемы снятия зрительного утомления станут неотъемлемой частью вашего образа жизни! Ваши усилия окупятся! Глаза перестанут уставать, взгляд будет ясным и сияющим, улучшатся внимание и мыслительные способности.
Зрение - чудесный дар природы, благодаря которому человек воспринимает внешний мир. Мы видим Солнце и звезды, находящиеся на расстоянии миллиардов километров от Земли, видим красоту окружающей природы, людей и все, что создано ими. Глаза дают нам возможность читать и знакомиться с культурой прошлых поколений, с достижениями современной науки.
Игровые упражнения для снятия зрительного утомления
Обучение проводится под девизом «Играя, лечимся!». В игровой форме осуществляется самомассаж, снятие физического, психического и зрительного напряжения, активизация глазодвигательных функций, формируются рациональные способы зрительного восприятия.
Световые ванны
На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте голову то в одну, то в другую сторону:
Глазки солнцу покажу.
«Здравствуй!» - солнышку скажу.
Моргание
Закройте глаза, подумайте о чем-нибудь приятном. Откройте глаза, поморгайте ими - «бабочка крыльями машет».
Глазодвигательные тренинги.
Перемещать взгляд на предметы (игрушки, буквы, цифры), подвешенные в разных местах комнаты. Если рассматриваемый предмет воспринимается нечетко, то надо перевести взгляд на четко воспринимаемый предмет и снова вернуться к хуже видимому.
Если смотришь на предмет
И не видишь, есть он, нет,
На него ты не гляди,
Глаза скорее отводи,
Легко и быстро поморгай,
Вправо-влево взгляд бросай.
Снова глянешь на предмет –
Изображенья четче нет!
Массаж пальцев и руки
Петушок, петушок,
Чистим мы твой гребешок.
Долго первый зубчик трем,
Ко второму перейдем.
Третий долго-долго трем,
На четвертый перейдем.
А теперь клюв разотрем
И по складке проведем:
Назад-вперед, назад-вперед,
Петух песенку поет.
Упражнение «Прищепочки»
Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.
Самолет
Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая качается; то же другой рукой),
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел - посмотрел (смотреть на правую руку, отведенную в сторону), Левое крыло отвел - поглядел (то же левой рукой).
Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулаком другой руки водить в противоположную сторону)
И внимательно гляжу (смотреть на кулак).
Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них),
Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за ними глазами).