При обучении слепых детей лепке решается несколько задач, корригирующих недостатки развития, вызванные слепотой.
В лепке ребенок воспроизводит воспринятые объекты. Это требует активного и детального их обследования, поэтому лепка становится для слепого не только средством эстетического воспитания, но и в первую очередь средством формирования приемов осязательного восприятия. Ценность лепки для развития слепого заключается в том, что, работая над воспроизведением предметов, он учится активно воспринимать окружающий их мир, отражать и передавать форму, объем, величину, строение, характер поверхности предметов. Таким образом, лепка содействует уточнению и обогащению представлений малыша об окружающем.
Огромно значение лепки и в развитии координации движений слепого ребенка, в развитии мелких мышц рук, в формировании силы и точности движений пальцев рук, что важно для овладения рельефно-точечным шрифтом Брайля. Поэтому отработка технических приемов лепки является важной ступенью в подготовке слепого дошкольника к школе, в подготовке его руки для письма и чтения.
В процессе обучения слепых детей дошкольного возраста лепке ставятся следующие конкретные задачи:
1. Научить различать простейшие формы предметов и узнавать их в сложных фигурах.
2. Научить передавать строение несложных предметов, правильно соотносить основные части по величине, форме, расположению.
3. Развить у детей интерес к познанию предметов. Преодолеть страх перед ощупыванием предметов и научить выделять характерные для данного предмета признаки, детали.
4. Научить передавать в лепке существенные и характерные признаки объекта.
5. Научить ребенка отражать в лепке разные стороны жизни – объекты природы, предметы, сделанные человеком, сцены из жизни детей и взрослых, сказочные персонажи и т.п.
Лепка со слепыми дошкольниками проводится с натуры (т.е. дети во время работы имеют возможность неоднократно обследовать объект лепки) и по представлению (т. е. дети лепят только по памяти). Основная задача первых занятий – показать слепому ребенку, что из глины (или пластилина) можно лепить различные фигуры, сделать много простых предметов. Родитель обращает внимание детей на приемы работы с глиной (позже – с пластилином), на необходимость быть аккуратными, соблюдать гигиенические правила: засучивать до локтей рукава, после занятий мыть руки с мылом, лепить только на дощечках. Важно, чтобы вы следили за выполнением этих правил, только тогда ребенок быстро привыкнет точно им следовать.