Восприятие- это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
К старшему дошкольному возрасту дети могут:
- хорошо различать цвет и форму предмета;
- узнавать в предметах геометрические фигуры, соотносить признак со словом;
- по силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его величину, форму, удаленность;
- использовать многообразные обозначения пространственных отношений (надо спуститься вниз, дойти до угла и т.д.);
- ориентироваться во времени суток, оценивать разный промежуток времени (неделя, месяц и т.д.);
- устанавливать простейшие связи между пространством, временем, количеством -благодаря этому ребенок учится воспринимать картину.
Своевременное формирование зрительного и слухового восприятия играет огромную роль в овладении ребенком письма, чтения, счета, тем самым предопределяет успешное обучение ребенка в школе.
Развивающие упражнения на восприятие:
Развитие фонематического различения (эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам)
Ребенку предлагают картинки с изображением различных предметов. Обязательно нужно проверить знает ли ребенок эти предметы. Затем взрослый произносит какое-либо слово и просит ребенка показать тот предмет, название которого начинается с того же звука.
Развитие восприятия геометрических фигур
Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур. Взрослый просит назвать фигуры, которые знает ребенок. Затем ребенку предлагается нарисовать фигуры, которые назовёт взрослый (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д.)
Развитие точности восприятия: «Дорисуй фигуры»
Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Предлагается ребенку их дорисовать.
Развитие цветоразличения
Ребенку показывают карточки разного цвета (фломастеры, карандаши), предлагается назвать основные, оттеночные цвета.
Развитие длительности временного интервала
Ребенку показывают часы с секундной стрелкой, чтобы он смог проследить движение стрелки по кругу, чтобы понять, что такое 1 минута. Затем просят ребенка отвернуться и посидеть тихо в течение 1 минуты. Когда минута, по его мнению, пройдет, он должен сообщить об этом (ребенок не должен видеть часы). Далее ребенку предлагают три задания, каждое за 1 минуту:
- разрезать бумагу ножницами на полоски,
- нарисовать какие-нибудь фигуры,
- переложить палочки из одной коробочки в другую.
Каждый раз нужно давать команду к началу действия, а ребенок сам должен прекратить выполнение, как только, по его мнению, минута пройдет.
Развитие представлений о частях суток
Ребенку показывают картинки, где изображено каждое время суток (утро, день, вечер, ночь). Затем ребенку задают вопросы: «Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад?» И т.д. После этого ребенка просят показать времена суток на картинках, разложить последовательно. Предлагается рассказать подробнее, что делает ребенок в каждую часть суток.
Развитие пространственных представлений
Оборудование: 5 небольших игрушек; картинка с изображением 9 предметов, расположенных столбиком по три; лист бумаги в клеточку, карандаш.
Ребенку предлагается выполнить несколько заданий:
- Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо;
- На столе перед ребенком располагают игрушки следующим образом: в центре - мишка, справа-уточка, слева - заяц, впереди - кукла, сзади - лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой?»
- Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: «Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом левом углу и т. д.?»
- Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре -круг, слева -квадрат, над треугольником два маленьких кружка и т. д. Задание ребенок выполняет последовательно.
Развитие пространственных представлений: «Точки»
- Ребенку дают карандаш и рисунок на котором поставлены точки (пять рядов, по пять точек на расстоянии 5мм). Предлагается соединить точки таким образом, чтобы получились квадраты: самый большой и самый маленький.
- Соединить точки так чтобы получились разные дорожки.
«Саша может дойти до школы из своего дома разными путями, но обязательно каждый путь должен соединяться точками. Нарисуй все возможные пути, покажи самый короткий путь, и самый длинный, и самый интересный».
- «Соедини точки так, чтобы получилось 8 одинаковых треугольников». При этом нужно обязательно использовать все точки.
Развитие наблюдательности
- Ребенку предлагается осмотреть комнату и найти предметы, в которых круг, квадрат. Ребенок называет предметы: часы, ваза и т. д. Можно провести игру в соревновательной форме: «Кто больше назовёт таких предметов?»
- Ребенку предъявляются картинки с наложенным изображением, предлагается назвать предметы, которые он видит.
Развитие представлений о временах года
- Взрослый с ребенком учит стихотворение о временах года:
Четверо художников, столько же картин!
Белой краской выкрасил всё подряд один.
Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветки, как рога...
У второго — синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки — кружева.
Первые проталинки, первая трава.
На картинке третьего красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть....
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые пушистые в небе облака.
А четвертый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
Всюду бусы-ягоды зреют по лесам....
Кто же те художники?
Догадайся сам.
Ребенку предъявляется 4 картинки с изображением явлений природы в четырех временах года. Например: приметы осени: гроздь рябины; желтый лист; кочан капусты; белка делает запасы; дети в осенней одежде идут с корзинками в лесу; деревья с жёлтыми листьями; убранное поле; астра. Предлагается рассказать о временах года: «Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? И т.д.» Разложить последовательно картинки. Подобрать признаки к времени года.