По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), реабилитация — это совокупность мероприятий, обеспечивающих лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм или врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе. Поэтому реабилитацию можно рассматривать как многофакторную социально-медицинскую систему восстановления здоровья. Одной из ее составляющих является физическая реабилитация, которая представляет собой лечебно-педагогический процесс восстановления здоровья и трудоспособности человека с использованием всех форм лечебной физической культуры (активные средства), массажа, физиотерапии и природных факторов (пассивные средства).
Вода — непривычная для человека среда, поэтому она оказывает глобальное воздействие на весь организм.
Лечебное плавание является:
— уникальным средством лечебной физической культуры (ЛФК) и физической реабилитации человека в целом;
— незаменимым видом физических упражнений для лиц, имеющих существенные ограничения для занятий физической культурой на суше;
— эффективным средством, которое укрепляет сердце, активизирует дыхание и кровообращение, снимает ощущение скованности в суставах и позвоночнике, улучшает обмен веществ, закаливает организм.
При выполнении физических упражнений в водной среде организм, как единая целостная система, отвечает совокупностью сложных реакций кожи, сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, мышечной систем, теплообмена и окислительно-восстановительных процессов. Лечебное действие физических упражнений в воде осуществляется на основе:
тонизирующего влияния — изменения интенсивности протекающих в организме процессов (повышения тонуса);
трофического действия — улучшения обменных процессов, процессов регенерации;
формирования компенсации — временного или постоянного плавательного замещения утерянной функции;
нормализации функций — восстановления функций органа и всего организма в целом
В настоящее время дети ведут малоподвижный образ жизни. Поэтому необходимо чтобы физические нагрузки занимали важное место в их жизни. Это один из самых основных компонентов в лечении и профилактике. Помимо стандартных уроков физкультуры в школе или детском саду, дети могут заниматься физкультурой и дома. Желательно чтобы занятие не были принудительными, упражнения должны вызывать у них положительные эмоции и интерес. ЛФКможет проводиться в игровой форме.
В комплекс ЛФК входит утренняя гимнастика. Она благоприятно влияет на организм ребенка, повышает работоспособность, производит настойчивость и дисциплинированность. Утренние упражнениявключают основные движения, такие как: повороты головы, махи руками, ногами, ходьба, приседания, подскоки. Также дополнительно можно использовать, мячики, палки и другой спортивный инвентарь.
Для полноценных занятий ЛФК можно обустроить дома спортивный уголок. Это станет одним из любимых мест для ваших детей.
Отличным вариантом для детей любого возраста является шведская стенка. Это многофункциональный тренажер, на котором можно выполнять различные упражнения для укрепления всех групп мышц, развития вестибулярного аппарата, профилактики заболеваний центральной нервной системы, умственного развития и оздоровления организма в целом.
Шведская стенка не занимает много места в комнате, является компактной. Дополнительно ее можно укомплектовать различными интересными элементами: кольца, веревочная лестница, горка, канат и др. Также для безопасности вашего малыша будет необходим мат.
Преимуществом является то, что стенки выдерживают большие нагрузки, поэтому без проблем, в занятиях могут участвовать и взрослые.