Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Тест «Рисунок человека» используют для исследования готовности ребенка к школьному обучению. То есть, перед тем как пойти в школу ребёнок должен уметь рисовать человека по требованиям ГОСТа.Однако, не всегда показатель плохого рисунка является показателем общего развития. Часто может быть просто отсутствие у ребенка изобразительных навыков. Возможно, потому чтов программах детского сада очень мало даётся занятий на изображение человека.
Научить ребенка рисовать человека в детском саду сложный процесс. Воспитатель должен знать методику и программное содержание, владеть различными способами и приемами рисования, и главное, уметьучитывать возрастные возможности и индивидуальные способности детей. Воспитателю необходимо к данной проблеме подойти системно и комплексно: как, когда и чему учить, по принципу от простого к сложному, от частного к общему.
Рисование изображения человека детьми дошкольного возраста позволяет решать познавательные (строение, образ и их характер) и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к ближнему, желание сделать ему приятное), помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности (уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию).
В основу данных рекомендаций легли труды Т.С.Комаровой, Т.Н.Дороновой, И.А.Лыковой и мой личный опыт работы с детьми в детском саду.
Чтобы научить детей рисовать человека, необходимо показать им разные способы и приемы изображения.Когда же начинать учить правильно рисовать человека? Убедилась на опыте и считаю, что рисование человека вводить в работу с детьми как можно раньше.
Проанализировав методическую литературу, я определила для себя цели и задачи в каждой возрастной группе, придерживаясь которых, смогу помочь детям научиться рисовать человека.
Во второй младшей группе ставлю перед собой задачи - отработать формообразующие движения, проводить уверенные линии, уметь рисовать округлые и прямоугольные фигуры. Использую прием «шаблона». Многократное повторение одних и тех же движений при рисовании по шаблонам приводит к автоматизации двигательных навыков, развитию моторики руки.
В средней групперешаются задачи по формированию у ребенка четкого представления о строение человека: голова – круглая, туловище – прямоугольное, руки, ноги – прямые линии. Использую прием – поэтапное рисование. Показ действия рисования человека по этапам «позволяет детям четче и яснее уточнить форму основных и дополнительных деталей, запомнить весь процесс изображения и правильно действовать по инструкции». В этом возрасте человек прорисовывается поступательно по одной детали сверху вниз, по принципу от частного к общему. Обозначается объем тела.
Схема поэтапного рисования человека.1. Начинаем рисовать с головы, затем пририсовываем короткую шею. 2. Рисуем одежду, соответствующей формы (платье прямоугольной формы для девочки, рубашку с шортами для мальчика). 3. Ноги и руки, обозначаем их толщину двумя прямыми линиями. 4. Прорисовываем мелкие детали (волосы, части лица, детали одежды).
Можно в этом возрасте показать прием рисования «с одежды». Сначала рисуем платье, например для девочки, а затем пририсовываем части тела человека. Возможно, использовать шаблоны, лекала, раскраски.
Прием рисование нетрадиционным техникой рисования – натуральный трафарет – ладошка. Ребенок обводит свою ладонь (большой палец отводится в сторону, указательный со средним пальцем прижимаются вместе, мизинец с безымянным, а между ними образуется «галочка») и переворачивает его на 180 градусов. Дорисовывается голова и другая рука. Она может быть в разных положениях: поднятой, согнутой, опущенной. Затем человек «одевается» в одежду.
Для того, чтобы ребенок научился рисовать человека, в старшей группе он должен хорошо представлять анатомическое строение человека, пропорциональные соотношения частей тела. На этом возрастном этапе обучение направлено на изображение человека спереди, прямостоящего или выполняющего несложные движения. Предлагается детям рисовать более детально, аккуратно прорисовывать все части тела, стараясь соблюдать пропорции. Для передачи внешнего сходства человека необходимо познакомить с портретом.
К этому возрасту у ребенка имеются изобразительные и технические навыки, могут регулировать нажим карандаша, пользоваться ластиком. Надо научить ребенка делать наброски еле заметными линиями, проводить линии всего лишь одним движением, не боясь при этом ошибиться. Ребенок в этом возрасте «видит» предмет «целиком» и действует по принципу от общего к частному. Сначала он обозначает высоту предмета, то есть рост человека, делит его на определенные пропорции (части тела) и затем прорисовывает мелкие детали.Необходимо познакомить детей с пропорциями частей тела человека.За единицу при определении пропорций принимается какая-либо часть тела, обычно голова (ее высота). Высота всей фигуры человека составляет 7-8 единиц (включая голову). Размеры длины туловища и головы вместе равны примерно длине ног. Руки на одну единицу длиннее туловища (доходят до середины бедра). Рука до локтя длиннее предплечья; локоть находится на уровне талии (примерно на половине туловища). Ширина фигуры в плечах равна примерно двум единицам. Ноги в коленях делятся на две равные части. Обычно ребенок «рост» человека делит на 8 частей, так ему легче на глаз поделить на равные части (пополам и еще раз пополам).
Схема поэтапного рисования портрета. 1. Отмечаем еле заметными линиями размеры лица и плеч. 2. Рисуем тонкими линиями овал – лицо, шею и плечи. 3. Делим овал на две ровные части прямыми линиями по горизонтали и по вертикали. 4. На горизонтальной линии располагаются глаза. Расстояние между двумя глазами равно размеру одного глаза. Форма глаз состоит из двух дугообразных линий. Рисуем брови чуть выше глаз. Расстояние от середины глаз до подбородка делим на две части и на горизонтальной линии отмечаем крылья носа. От носа до подбородка делим еще на две части и рисуем рот. Верхняя губа рта – две дугообразные линии, снизу нижняя губа – одна дугообразная линия. Уши находятся на портрете по сторонам на уровне глаз и носа. 5. Затем рисуем прическу. Прорисовываем мелкие детали. Передаем образ в цвете.
Чтобы научить детей рисовать человека, необходимо показать им разные способы изображения. Существует несколько способов рисования человека.
Первый способ схематично - линейное рисование - традиционное рисование, где мы рисуем тело человека, прямыми линиями, а затем «одеваем» его в одежду. 1.Рисуем вертикальную еле заметную линию – это рост человека. Горизонтальными насечками отметим основные части человека. Вертикальную линию делим пополам – это туловище с головой и ноги. Затем верхнюю часть разделим пополам и еще раз пополам, получается 4 одинаковые части. Детям в этом возрасте так делить легче отрезки, чем делить на глаз на 7 или 8 одинаковых частей. 2. Верхний отрезок – голова – единица измерения. Затем обозначаем плечи – чуть ниже головы, оставим места для шеи, рисуем плечи размером в 2 единицы – горизонтально, 3 насечка – линия талии, она равна 1 единице, 4 насечка – бедра, в 1,2 единицы. Соединяем плечи с талией, с бедрами. 3. Отмечаем ноги, руки. Ладони чуть ниже линии бедер. 4. Затем прорисовываем детали: части головы, пальцы рук. Уточняем пропорции: руки уже ног, локти находятся на уровни талии. Пальцы рук изображаем в форме варежек, ладони у варежек делим пополам и еще раз пополам и так прорисовываются пальцы рук. А ступни в форме «утюшка». 5. Прорисовываем детали одежды. Удаляем вспомогательные линии и продолжаем работать в цвете.
Этот же способ, но другой подход.1. Рисуем вертикальную еле заметную линию. Делим эту линию пополам - рисуем горизонтальную линию – талия. 2. Вверх и вниз от линии талии рисуем фигуру наподобие песочных часов - плечи и бедра. 3. Это расстояние делим на 3 части (песочные часы) и 1 часть его будет голова – единица измерения. Рисуем голову, шею и конечности: длина рук - до бедер, длина ног – расстояние от бедер до высоты головы. 4. Прорисовываем мелкие детали: части лица, волосы, ладони, ступни. 5. Прорисовываем детали одежды. Удаляем вспомогательные линии и продолжаем работать в цвете.
Второй способ, это рисование овалами. При этом способе мы передаем пропорции тела человека с помощью схемы из овалов, разных по величине. 1. Отмечаем самую верхнюю метку макушки головы и нижнюю метку стоп ног. Вертикальную линию делим пополам – это туловище с головой и ноги. Затем верхнюю часть разделим пополам и еще раз пополам, получается 4 одинаковые части. 2. Рисуем овал головы. Чуть ниже рисуем плечи слева и справа, располагаем на одной линии вытянутыми овалами. Отмечаем двумя линиями шею. Формируем грудь и таз их двух овалов (трапеций) правильная и перевернутая (большая – грудь, малая – таз), соединяем две части в талии (самой узкой части туловища). Туловище человека вытянутое. 3. Из плечевых точек рисуем вытянутые овалы плеча и предплечья, локоть отмечаем на уровне талии. Длина плеча, от плеча до талии. Длина предплечья от талии до середины бедра. Ноги рисуем из трех овалов. Ноги толще, и длиннее, чем руки. Вытянутый овал рисуем из точек бедра, от бедра до колена, одна часть, от колена до голени, вторая часть, обе части примерно одинаковы по длине. Стопа ноги небольшой овал. 4. Затем плавной линией собираем рисунок и резинкой стираем вспомогательные линии. 5. Одеваем его. После того, как нарисовали карандашный набросок, приступаем к работе в цвете.
Следующий этап – рисование человека в движении. Если в старшей группе ребенок рисовал человека выполняющего несложные движения, используя первые два способа меняя лишь положения конечностей. То в подготовительной к школе группе учатся изображать движения человека посредством использования характерной движению пластики (поворот туловища, движение рук, бег, танец и др.).Используют предварительный набросок, в котором сначала намечаются основные части, а затем уточняются детали. Дети пробуют способ изображения человека не по частям, а слитно единой линией, передавая общий силуэт. Рисовать человека в движении сложно ребенку. Он должен мысленно представить, как будут расположены части тела при определенных движениях. Надо ребенку показать, как они двигаются. Можно использовать манекен, геометрические фигуры, двигающиеся трафареты, куклу Барби.
Способ изображения фигуры движущегося человека – рисование дугами. Человек изображается дугообразными линиями разные по длине и по разным направлениям.
На обучающем этапе использование различных приемов и способов рисования успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования человека.
«Аппликативный способ»
«Метод шаблона»
Прием рисования «каркаса» скелета человека
«Использование пиктограмм»
У каждого педагога своя методика рисования человека. Он может совместить несколько приемов и способов, выбрать ту, которая помогает ему легче научить ребенка рисовать человека. В своей работе по обучению детей рисованию фигуры человека я пользуюсь линейно-геометрической схемой изображения.Линии ребѐнку проводить легче, чем овалы и круги, которые первое время не получаются ровными. К тому же дети ещѐ не достаточно ориентируются в пространстве листа, а рисование овала - это сложная изогнутая линия, постоянно меняющая своѐ направление.
Большую помощь в работе по обучению детей рисованию человека оказывают родители. Необходимо им объяснить, что добиться определенных результатов не возможно занимаясь с детьми только в детском саду.
Анализируя проведённую работу, я вижу, что систематизированные мною способы и приемы рисования, помогли детям научиться рисовать человека.