Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает в экологическом воспитании о необходимости перехода к гуманистическому и научно обоснованному стилю взаимодействия человека с окружающей средой обитания. Использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически её организовывать - одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника.
Необходимым условием для реализации образовательных задач, сформулированных ФГОС, является организация специальной экологической среды, в реалиях которой и происходит формирование и развитие человека. Уголкам природы отводится особая роль в создании такой среды.Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11 не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения; не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении.
Требования при организации в ДОУ уголков природы:
• уголок природы должен быть ярким и красочным;
• стеллажи, полки обязательно закреплены;
• недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;
• цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
• уход за растениями в уголке природы по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения, неприхотливых по уходу за ними;
• необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов;
• оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
• природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;
• оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
Перечень образовательных задач, виды растений, рекомендуемые программой «От рождения до школы» в определенных возрастных группах.
Рекомендуемые комнатные растения во 2 младшей группе:
1. Фикус (хороший очиститель воздуха);
2. Бегония вечноцветущая (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей);
3. Герань зональная (похожа на кустик);
4. Аспидистра;
5. Традесканция (очищает воздух).
Задачи:
1. Познакомить с комнатными растениями и их названиями;
2. Формировать умение детей определять части растений (лист, стебель, цветок);
3. Формировать умение различать растения по их индивидуальным внешним признакам (цветки: сколько их, цвет, запах; листья: размер, окраска);
4. Формировать умение правильно держать лейку;
Трудовые поручения (под наблюдением воспитателя):
1. Полив растений;
2. Протирание, крупных листьев тряпочкой.
Наблюдения в уголке природы:
В ходе наблюдения детей учат способам обследования: потрогать, обвести пальцем, посмотреть на растение на свету, в тени, через лупу, показать примерный размер. Наблюдения носят кратковременный, игровой характер, направлены на развитие положительных эмоций.
Рекомендуемые комнатные растения средней группы:
1. Аспарагус (поглощает тяжелые металлы);
2. Традесканция (очищает воздух);
3. Алоэ или Агава (фитоцидное растение);
4. Бегония (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей);
5. Бальзамин (похож на кустик);
6. Фикус (хороший очиститель воздуха);
7. Герань зональная (похожа на кустик);
8. Узамбарские фиалки.
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе;
2. Приучать детей заботиться о растениях;
3. Формировать умение более точно описывать растения (форма листьев), различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов);
4. Формировать умение определять политые и не политые растения по состоянию земли;
5. Познакомить с правилом: после поливки растений в лейку надо налить воды и оставить её до следующего дня;
6. Знакомить с жизнью растений в течение всего года.
Трудовые поручения:
1. Полив растений;
2. Протирание крупных листьев, влажной тряпочкой;
3. Учить детей самим мочить и отжимать тряпочки;
4. Совместное мытье растений.
Наблюдения в уголке природы:
В сравнительных наблюдениях комнатных растений, дети, с помощью воспитателя, учатся выделять особенности листьев и устанавливать способы их мытья: кожистые, крупные листья нужно мыть тряпочкой или губкой;
Дети усваивают простейшие правила:
- Вода не должна быть холодной (воду нужно отстаивать);
- Избыточный полив вреден для растений.
Дети учатся устанавливать необходимость полива по цвету почвы, по наличию трещинок на почве. Важно формировать у детей умение определять состояние растения по внешнему виду: ухоженное, здоровое растение хорошо выглядит, цветёт (если оно из группы цветущих), листья хорошо развиты, нет засыхающих, повреждённых и сухих, есть молодые листья, которые нормально развиваются, нет вредителей, почва в горшке рыхлая. Неухоженное растение, больное или старое, выглядит не привлекательно, листья имеют повреждения, их окраска не соответствует норме (желтые, бледные, а у окрашенных рисунок не яркий), они не цветут, почва плотная – комом. С помощью воспитателя дети устанавливают вероятные причины неблагополучия растения, а также способы их устранения.
Так же детям интересны сравнительные наблюдения за растениями одной группы: разных видов комнатной герани (зональная, крупноцветковая, душистая), бегоний (всегда цветущая, Рекс, клубневая), бальзамин, различных сортов фиалок.
Рекомендуемые комнатные растения старшей и подготовительной группы:
1. Бегония-Рекс и вечноцветущая бегония (борются с заболеваниями верхних дыхательных путей);
2. Бальзамин;
3. Алоэ или Агава (относится к фитонцидным растениям);
4. Традесканция;
5. Аспарагус (поглощает тяжелые металлы);
6. Амариллис (от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока);
7. Фикус (хороший очиститель воздуха);
8. Колеус;
9. Камнеломка;
10.Кливия;
11.Герань;
12.Фиалка.
Задачи:
1. Расширение представлений об условиях, необходимых для роста и развития растений (разный уход за разными растениями);
2. Формировать умение более точно описывать растения, отмечая существенные особенности, различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов);
3. Обогащение знаний о комнатных растениях (называть наземные и подземные части, знать о некоторых лекарственных растениях, о происхождении растений, их жизни на родине, знать особенности размножения растений);
4. Формирование умений дифференцировать растения на светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые;
5. Воспитание бережного отношения к растительному миру.
6. Закреплять умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле
Трудовые поручения:
В форме дежурства
1. Полив растений;
2. Протирание и мытьё растений;
3. Опрыскивание растений;
4. Обрезка сухих листьев;
5. Помогают воспитателю при пересадке (определяют растение, нуждающееся в пересадке, подбирают горшок нужного размера и т.д.).
Наблюдения в уголке природы:
Особый интерес детей представляют длительные наблюдения за ростом и развитием растений. Это сложный вид наблюдений поэтому важно использовать специальные мерки маркеры, фиксировать количество, размер и состояние побегов, листьев, бутонов, цветков. Периодичность таких наблюдений - не чаще одного раза в неделю. Отмеченные наблюдения можно фиксировать в календаре наблюдений с обязательным указанием даты наблюдения. Хорошо, если для таких наблюдений используются сорта с разнообразной
окраской листьев, наличием цветных пятен. Это лучше с методической точки зрения: молодые листья у таких растений по окраске отличаются от старых.
Комнатные растения, запрещенные в детском саду:
• определенные виды имеют колючки либо заостренные листья, о которые дети могут пораниться (роза, кактус, определенные разновидности алоэ);
• некоторые из них насыщены ядовитым соком, который при взаимодействии с кожей может привести к сильным ожогам (диффенбахия, алоказия, кротон, молочай и другие);
• у отдельных представителей растительного мира есть красочные плоды, которые могут приводить к появлению серьезнейших расстройств: тошноты, рвоты, болезненности в области живота.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом экологического воспитания, методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17 » октября 2013 г. № 1155.
2. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Программа «От рождения до школы». МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015 г.
3. С.Н.Николаева. Программа «Юный эколог». МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2010г.
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13.