Воспитатель Валикина Д.Х.
«Машины на нашей улице»
Цель: расширять представление детей о транспорте.
Обучающие задачи: расширять представления детей о видах транспорта, учить определять транспорт по описанию. Показать значение транспорта для человека. Отрабатывать с детьми практические навыки работы с ножницами и бумагой: упражнять в умении разрезать бумажную заготовку на равные части по линиям контура.
Развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, память, коммуникативные навыки.
Коррекционные задачи: устранять речевой негативизм, осуществлять коррекцию дисгармонии мотивов учения.
Воспитательные задачи: воспитывать желание заниматься сообща, помогать друг другу.
Оборудование:картинка-загадка «Транспорт» (зашумленное изображение различных видов транспорта), предметные игрушки по лексической теме «Транспорт» (вертолет, самолет, грузовой автомобиль и т.д.). Карточки с изображением видов транспорта, выполненных из геометрических фигур. «Картинки – подсказки», отражающие алгоритм выполнения аппликации, пиктограммы «Эмоции», набор карточек «Веселый человечек», панно «Улица», набор цветной бумаги, клей, ножницы, салфетки, клеёнки.
Предварительная работа: прослушивание аудиозаписи «Летит самолет», «Какая машина едет?», «Догадайся что звучало?», чтение художественной литературы: «Разные колеса», «Помощники на наших улицах».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
«Давайте, поздороваемся!»
Дети заходят в группу и встают полукругом, воспитатель предлагает им поприветствовать друг друга с настроением человечка, изображенного на пиктограмме (дети здороваются грустно, весело, меняя силу голоса тихо, громко).
Введение в тему
Педагог обращает внимание детей на картинку-загадку «Транспорт» и предлагает им её рассмотреть.
Воспитатель: Я хочу проверить какие вы внимательные. Рассмотрите мою картинку – загадку, и назовите, всё, что вы на ней видите.
Ответы детей:
-Я вижу пароход.
-Я вижу автобус.
-Я вижу самолёт.
-Я вижу паровоз.
Воспитатель (обобщает ответы детей): Правильно, молодцы, вы справились с заданием. Сегодня на занятии мы будем говорить о транспорте.
Далее воспитатель предлагает детям пройти на свои рабочие места.
Этап обучения
Дидактическая игра «Выбери и назови транспорт».
У воспитателя на столе находится набор игрушек «Транспорт» (водный, наземный, воздушный).
Воспитатель: Ребята, выберите и назовите транспорт, который использует человек, для передвижения по воде (воздуху).
Ответы детей: Корабль, лодка, пароход, яхта (самолет, вертолет, ракета)
Воспитатель: А теперь, назовите игрушки, которые остались.
Ответы детей: Машина, паровоз, велосипед, самокат и т.д.
Воспитатель: Правильно, этот транспорт человек использует для передвижения по земле.
Дидактическое упражнение «Шумы улицы»(используется аудиозапись)
Воспитатель: А теперь, ребята, закройте глаза и внимательно послушайте звуки. Что вы слышите?
Ответы детей: Я слышу голоса людей (шум деревьев, ветра, звуки шагов и т.д.).
Воспитатель: Где мы все эти звуки можем услышать?
Ответы детей: Эти звуки мы можем услышать на улице.
Воспитатель: Правильно, это всё звуки «живут» на улице. Вспомните, мы с вами недавно выполняли работу «Улица», давайте назовем, что есть на нашей улице?
Дети рассматривают панно «Улица»
Ответы детей: На улице есть дома (дорога, деревья, светофор, пешеходный переход).
Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня я предлагаю вам открыть движение автомобилям по дороге на нашей улице. А нашими помощниками будут геометрические фигуры, которые превратятся с вашей помощью в машины.
Дидактическое упражнение «Заколдованные машины».
Воспитатель обращает, внимание детей на карточки с изображением видов транспорта, выполненных из геометрических фигур.
Воспитатель: Назовите деталь машины и геометрическую фигуру, на которую она похоже по форме.
Ответы детей: Это окно, оно прямоугольное (это колеса, они круглые, салон автобуса похож на прямоугольник, кузов грузовика на большой квадрат и т.д.)
Динамическая пауза
Упражнение «Веселые человечки»
Воспитатель показывает детям карточки, и они повторяют позу «Веселого человечка»
Этап закрепления
Воспитатель: Ребята, сейчас вы будете самостоятельно выполнять работу, но для начала, я предлагаю вам выполнить разминку «Будь, внимателен!».
Продолжите, машина – это…
Ответы детей: Машина - это колёса (руль, кабина, кузов и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на бумажные заготовки и предлагает назвать их величину, цвет, форму.
Ответы детей: Это большой красный квадрат (маленький красный квадратик, маленькие черные кружочки, желтые маленькие квадратики)
Далее дети самостоятельно выбирают «Картинку – подсказку» с алгоритмом выполнения аппликации и приступают к работе.
Воспитатель: Перед выполнением задания необходимо вспомнить правила работы с ножницами:
1. Не оставляйте ножницы в раскрытом виде.
2. Работайте с ними только на своём рабочем месте.
3. Следите за тем, чтобы не поранить пальцы рук.
4. При вырезании деталей поворачивайте бумагу.
5. Режьте средней частью лезвий, раскрывая и закрывая ножницы
Итог
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили, что делали?
Ответы детей: Сегодня мы говорили о транспорте. Выполняли аппликацию «Машины на нашей улице».
Воспитатель включает аудиозапись со звуками проезжающих машин.
Воспитатель: Пусть ваши машины ездят по городу и приносят людям пользу. Но как же они поедут без водителей? Я предлагаю вам стать водителями «ваших автомобилей». Выберите каждый свою фотографию и приклейте её на то место, где должен быть водитель.
Воспитатель обращает внимание на выполненную детьми коллективную работу и предлагает им назвать имена тех детей, чьи машины им больше всего понравились.
Далее проводится оценка деятельности детей педагогом (отмечаются активные и самостоятельные дети, воспитатель интересуется, какое из заданий на занятии детям понравилось выполнять больше всего).