Учитель-дефектолог Крылова Т.В.
Тема: «Решение арифметических задач»
Цель занятия:обучение решению арифметических задач
Задачи:
Обучающие задачи:учить детей решать задачи на вычитание, учить выделять числовые данные задачи и те реальные действия, которые привели к изменению количества предметов, формулировать соответствующее условию арифметическое действие. Закрепить знание цифр и знаков.
Развивающие задачи:развивать способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процесс мышления, активизировать слуховое внимание, зрительную память.
Коррекционные задачи: устранять речевой негативизм, преодолевать коммуникативный барьер, соблюдать фонетический режим, проводить коррекцию диспраксии, предупреждать нежелательные реакции ребёнка, вспышки агрессии.
Воспитательные задачи:воспитывать доброжелательные отношения в ходе совместной деятельности.
Оборудование: схема – алгоритм (к условию задачи), карточки, с изображением цифр и знаков, наборные линейки, фишки – круги (по 5 на каждого ребёнка) или числовая линейка, набор карточек «Весёлый человечек» (для проведения физкультминутки), круги одного размера (5 шт.)
Этап |
Содержание деятельности |
Организационный момент |
Дидактическое упражнение « Один - много» Каждому ребёнку выдаётся карточка с изображением разного количества двух групп предметов. Ребёнок должен зрительно соотнести количество предметов. Например: «Один мяч-много кубиков»
|
Введение в тему |
-Ребята, сегодня мы с вами на занятии продолжим учиться решать задачи. Я хочу вас пригласить вместе с мальчиком Ваней пойти в магазин и совершить покупки. Педагог обращает внимание детей на серию картинок отражающих сюжет « Поход в магазин» (схему – алгоритм к условию задачи) |
Этап обучения |
Далее педагог вводит детей в обыгрывание игрового сюжета. Пример рассуждений при знакомстве ребёнка с условием задачи: -Куда пришёл Ваня? (Ваня пришёл в магазин) - Сколько яблок на витрине у продавца? (У продавца на витрине пять яблок) - Сколько яблок Ваня попросил у продавца ему продать? (Ваня попросил ему продать три яблока). - Когда продавец продал Ване три яблока, у него их стало больше или меньше? (Когда продавец продал Ване три яблока, у продавца яблок стало меньше) - Если меньше, то что, надо сделать: сложить или вычесть (прибавить или отнять)? ( Надо вычесть)
Теперь можно предложить детям «записать» решение задачи, используя цифры и знаки. В процессе записи педагог напоминает детям о том, что у задачи обязательно должно быть условие, решение и ответ, вводя тем самым эти понятия в словарь детей. «От пяти яблок вычесть три яблока, - рассуждает ребёнок. – Два яблока осталось у продавца». |
Динамическая пауза |
«Весёлый человечек» (повторение статических поз) |
Этап закрепления |
Работа с раздаточным материалом. Закрепление решения задачи индивидуально. У каждого ребёнка раздаточная линейка, набор кругов (8 шт.), набор цифр и арифметических знаков. Пример рассуждений ребёнка при работе с условием задачи и её записью: «Ваня пришёл в магазин, для того чтобы купить яблоки. У продавца на витрине пять яблок (ребёнок кладёт на верхнюю полоску раздаточной линейки пять кругов). Ваня попросил продавца продать ему три яблока (ребёнок кладёт на нижнюю полоску раздаточной линейки три круга). Сколько яблок осталось у продавца? У продавца осталось два яблока. (Осуществляя зрительный контроль своих действий, дети самостоятельно делают вывод - ответ). Параллельно дети контролируют свои действия с помощью схемы - алгоритма, расположенной у педагога на доске. Далее им предлагается произвести запись задачи, используя набор цифр и арифметических знаков. |
Итог |
Педагог оценивает деятельность детей, поощряя самых активных фишками – жетонами. |
Текущие изменения и дополнения |
Для лучшего понимания условия задачи можно предложить детям разыграть сюжет « Продавец и покупатель» |