Педагог-психолог Диктяренко Е.А., тифлопедагог Файнштейн О.М.
«Наши помощники»
Цель: закрепить представление детей об органах чувств и их назначении.
Задачи:
- Развивать у детей зрительные, осязательные, слуховые, вкусовые ощущения.
- Закрепить знания об ощущениях.
- Тренировать навыки взаимодействия в группе.
- Воспитывать уважение друг к другу.
Предварительная работа: беседа «Что такое ощущение». Рисование «Наши помощники» (органы чувств). Театральная деятельность «В лесу у гномов».
Возраст: 5-6 лет
Обеспечение занятия: Четыре вазона, в которых находятся камешки, вода, семечки, кусочки меха; цветные карандаши; листы бумаги формата А4 (по 2 на каждого ребенка); бубен; угощение (порционные кусочки яблока, моркови, конфеты); полотенце; детали костюма для гномов-ощущений: очки (без стекол) для гнома Глазастика, длинный нос для гнома Носастика, большие перчатки для гнома Рукастика, сумка с продуктами для гнома Вкусняшки, большие уши (как у Чебурашки) для гнома Ушастика; повязки на глаза каждому ребенку; столы и стулья по количеству детей в группе.
Ход занятия
Приветствие
Дети встают в круг, передают мяч друг другу, произнося слова: «Здравствуй, я рад (рада) тебя видеть на занятии».
Разминка Игра «Кто позвал?» (приложение №1)
Психолог: Какие гномы-ощущения вам уже знакомы?
Дети перечисляют: Ушастик, Глазастик, Рукастик, Носастик, Вкусняшка.
Психолог: Эти гномы пришли к нам в гости. Встречайте.
Показ презентации «Наши помощники»(приложение №2)
Звучит музыка(приложение № 3)
Гномы: Здравствуйте дети! (здороваются со всеми ребятами, дети отвечают)
Психолог. Дети, догадались ли вы, какие имена у этих гномов?
Ответы детей: Рукастик — в больших перчатках.
У Ушастика — большие уши.
Глазастик — в очках.
Вкусняшка — несет сумку с продуктами.
Носастик — с большим носом.
Психолог: А как вы догадались? С помощью чего получает ощущения Глазастик? А Носастик? Рукастик? Ушастик? Вкусняшка?
Психолог: Дети вы молодцы, все догадались правильно. Глазастик получает ощущения с помощью глаз, Ушастик - с помощью ушей, Рукастик - с помощью рук, Носостик - с помощью носа, Вкусняшка – с помощью рта и языка.
Тифлопедагог: Гномы к нам пришли не просто так, а хотят с нами поиграть в игры.
Игра «Угадай, что находится в кувшинах» (приложение №1).
Тифлопедагог: Дети, нужно рукой дотронуться до дна кувшина и догадаться, что там лежит. Как вы думаете, какой гном придумал эту игру? (ответы детей)
После опускания руки в вазон с водой дети получают от тифлопедагога заранее подготовленное полотенце. Когда каждый ребенок коснулся содержимого всех вазонов.
Тифлопедагог:Назовите, что же находилось в каждом из них.
Ответы детей: Камешки, вода, мех…
Упражнение «Рисование вслепую»(приложение №1).
Психолог: Ребята, прошу всех выбрать себе место за столом. Вы любите рисовать? А рисовать мы будем необычным способом, с завязанными глазами.
Дети садятся за столы, на столах лежат листы бумаги, карандаши, повязка на глаза.
Если дети хорошо справляются с заданием, то можно дать еще какие-нибудь задания на ориентировку на месте с завязанными глазами.
Психолог:Снимите повязку с глаз, посмотрите, правильно ли вы выполнили предложенные задания? Трудно ли вам было? Как вы думаете, какой гном придумал эту игру? (ответы детей).
Зрительная гимнастика «Лунтик»(приложение №4).
Тифлопедагог. Ребята, посмотрите гном- Вкусняшка нам что-то принес! Но что именно, вы это должны определить сами — на вкус.
Игра «Угадай на вкус» (приложение №1)
После того как каждый получил угощение, дети называют, что им досталось.
Психолог: Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики,
Ножками топочут,
Весело хохочут.
А теперь давайте немножко пошалим.
Физкультминутка «Минута шалости»(приложение №1)
Тифлопедагог: Раз, два, три, четыре, пять поиграем мы опять. С нами будет играть гном Носастик.
Упражнение «Угадай по запаху»(приложение №1)
Рефлексия.
Психолог: Ребята, давайте встанем все в общий круг. Что больше всего вам понравилось и запомнилось? Вспомните ребята, как зовут гномов? Какие органы чувств нам помогают ориентироваться в окружающем мире? (ответы детей).
Игра «Танец вверх»(приложение №1)
Дети передают свое настроение с помощью жеста и говорят: «До свидания».
ЛИТЕРАТУРА:
1.Вачков И.В., Попова А.Х. Программа «Психологическая азбука» (для 1 класса). Методическое пособие // Центр-информ. Вестник службы практической психологии в образовании. — Спец. выпуск. — Видное, 1997.
2. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. М.: Педагогика-пресс, 1996.
Панфилова М.М. Игротерапия. М., 2000.