Воспитатель Шарапова М.В.
«В гости к жителям тундры»
Цель:закрепить знания о животных северного края, их особенностях.
Задачи:
- Расширять представления об олене, среде его обитания.
- Формировать грамматически правильную речь детей.
- Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Обеспечение занятия: макет чума, кукла в национальной одежде, картинки с изображением животных севера и леса (заяц, ежик, кабан, волк, полярная сова, медведь, белый медведь, лиса, олень), звукозапись, олени из бумаги, шапочки «рожки оленей», магнитное панно, интерактивная доска, презентация.
Предварительная работа:чтениесказок народов Севера, загадывание загадок, рассматривание образцов народно - прикладного искусства, рассматривание альбомов «Животные Севера», «Дары тундры», дидактическая игра «Отгадай животное», «Опиши животное», «Найди детеныша для мамы».
Ход занятия
Столы в группе накрыты белой тканью, в центре стоит чум, рядом елки.
Дети стоят у входа в группу
Воспитатель. Дети, сегодня почтальон принес письмо. Вот какое красивое. Посмотрите на нем нарисованы какие-то животные. Что это за животные?
Дети. Это олени.
Воспитатель. А живут эти олени в тундре, у девочки Хомани. Она приглашает нас в гости. Поедем?
Дети: поедем.
Воспитатель. А на чем же мы с вами туда поедем? Давайте на лыжах пойдем. Снег выпал глубокий и на лыжах мы не будем проваливаться.
(Дети имитируют ходьбу на лыжах под музыку и садятся на стульчики перед столом)
Воспитатель. Вот мы с вами и приехали. Посмотрите, как много снега. Расскажите, какой он?
Дети. Снег белый, холодный, рыхлый.
Воспитатель. Это жилище оленеводов (показывает на чум). В тундре люди живут не в домах, а вот в таких теплых жилищах. Кто знает, как этот дом называется?
Дети.Дом в тундре - чум.
Воспитатель. В этом чуме живет девочка Хомани и ее семья. А вот и Хомани, давайте поздороваемся. Давайте присядем на кочки и рассмотрим чум.Кого вы видите возле чума?
Дети. Оленей, они пасутся.
Воспитатель. Сколько оленей у семьи Хомани?
Дети. Много оленей.
Воспитатель. У оленей теплая шуба, красивые рога. Еду, олени добывают зимой из-под снега копытами, а едят олени ягель - мох. Кто скажет, как называют детенышей оленей?
Дети. Оленята- детеныши оленей.
Воспитатель. Лиана, расскажи стихотворение об олененке.
Олененок – хвост торчком
Сам с коричневым бочком.
Вдоль весенних скользких троп
Топ-топ-топ.
Воспитатель. Но в тундре живут и другие животные, а какие вы сейчас отгадаете. Поиграем в игру «Отгадай животное». Слушайте внимательно загадки, и если вы отгадаете, на экране увидите изображение животного:
1. Посмотрите-ка какая:
Вся горит как золотая,
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой.
И на хитрость мастерица
А зовут ее. (лисица) (Слайд 3)
Воспитатель. Что еще можно сказать о лисе? Какая она?
Дети. Лисица хитрая, ловкая, мех у нее -золотистый.
Воспитатель. Как зовут детенышей лисы? (лисята) (Слайд 4)
2. Прыгун – трусишка, хвост коротышка,
Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки. (заяц) (Слайд 6)
Воспитатель. Как зовут детенышей зайца? (зайчата). (Слайд 7)
Какого цвета шубка у зайца? А летом? Зачем заяц меняет цвет шубки?
3. Добрый он, большой, лохматый.
Его вы знаете, ребята?
Он в берлоге спит зимой
Под высокою сосной.
Он не слон и не мартышка.
Это косолапый (мишка) (Слайд 9)
Какой мишка?
Дети. Мишка большой, лохматый, шерсть коричневая, любит лакомиться медом.
Воспитатель. Как зовут детенышей медведя? (медвежата).
4. В океане темно-синем,
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую, не дрожа.
(Белый медведь) (Слайд 11)
Кто расскажет про белого медведя?
Дети. Белый медведь больше, чем бурый; шерсть белая, нос черный, живет во льдах, любит купаться и есть рыбу. А детенышей у белого медведя зовут медвежата.
Воспитатель. 5.Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза. (сова) (Слайд 13)
Кто расскажет о сове?
Дети. Сова - это птица с белыми и черными перьями, живет в тундре, охотится на мышей, днем спит.
5. Стройный, быстрый,
Рога ветвистые.
Пасется весь день.
Кто это? (олень) (Слайд 15)
Воспитатель.Дети, кого может бояться олень? Правильно волка. И сейчас мы поиграем в игру «Волки и олени».
Дети надевают шапочки, проводится игра «Волки и олени»
Воспитатель. Ребята, в сумке у Хомани лежат картинки с изображением животных (показываю). И она хочет, чтобы вы ей выбрали тех, которые живут на севере. Поиграем с нашим панно в игру «Найди и назови».
(Дети подходят к панно, среди животных находят тех, которые живут на севере
и называют их).
За то, что вы хорошо отвечали, Хомани дарит вам этих маленьких оленят, и просит не обижать их.
Дети играют с оленятами.
Дети, вам понравились игры? И про оленей вы много узнали, и про животных, которые живут на севере. А путешествие вам понравилось? О ком мы говорили? К кому в гости ходили? В какие игры играли? Скажем Хомани «До свидания». Все становимся на лыжи, идем в детский сад (звучит музыка, дети уходят из группы).
Литература
- Азбука краеведения «Край родной»
- Голицина Н.С. «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью». – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
- Горькова Л.Г «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» .-«Вако» Москва 2005.
- Данилина, Т.А. Лагода Т.С., М.Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
- Обучение и игра: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.
- http://muzofon.com/
- http://www.detskiysad.ru/priroda.html