С рождением незрячего ребенка важно, чтобы в семье к нему относились, как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви.
Искренняя родительская любовь и забота действительно творят чудеса! Да, вам потребуется больше терпения, выдержки, внимания. Но ведь это же ваш малыш! Самое главное не перегнуть палку, то есть не превратить его в тепличное растение, не задавить его излишней опекой. Всегда помните, что перед вами живой человек, причем полноценный. Да, у него своя особенность: не видят глазки. Зато всё остальное-слух, обоняние, вкус, осязание, движение - в норме. И то, как пойдет его умственное, эмоциональное и нравственное развитие зависит от вас, дорогие мамы и папы. Отнеситесь к рождению слепого ребенка не как к великому горю, а как к великому счастью, потому что он особенный. Он – ангел, у которого в жизни есть своя миссия. У вашего ребенка могут оказаться незаурядные способности, и от вас зависит, когда и в каком качестве они проявятся. Самое главное не пропустить этот момент!
ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
Развитие подвижности тела.
Слепые маленькие дети часто застывают в одном и том же положении тела, при этом диапазон положений очень ограничен. У них нет стимула, повернуться вокруг своей оси, перевернуться с живота на спинку или наклониться вперед... Уже во вторые шесть месяцев своей жизни зрячий ребенок начинает ползать на животе, становиться на четвереньки и, наконец, ходить. У детей, лишенных зрения, этот естественный процесс развития нарушен, поэтому его необходимо стимулировать с помощью игровых упражнений.
Интенсивный телесный и голосовой контакт.
Слепой ребенок в значительно большей степени, чем зрячие дети, зависит от телесного и голосового контакта с родителями. Близость к знакомому человеку имеет первостепенное значение для малолетнего ребенка в процессе создания прочной эмоциональной связи с ним. Поэтому родители слепых детей должны заботиться о телесном контакте с ребенком и постоянно переговариваться с ним, чтобы детей не покидало чувство защищенности и безопасности.
Предварительное оповещение.
Зрячие люди никогда не должны брать на руки слепого ребенка, давать ему что-либо в руки или класть в рот без предварительного уведомления... Не получив предварительного оповещения, слепые дети чаще всего пугаются, а в результате может быть спровоцирована реакция отторжения любого телесного контакта...
Звуковое и речевое сопровождение всех действий.
Звуковое и (если дети стали немного постарше) — речевое сопровождение всех совместных действий родителей и их слепых детей очень важно. Подобно тому, как зрячих детей побуждают сделать что-нибудь с помощью показа, мимики и жестикуляции, можно мотивировать слепых детей голосом заняться своими игрушками, Детские песенки, детские стишки или просто звуки могут пробудить интерес слепого ребенка к участию в игре.
Правильное наименование предметов и действий.
Слепому ребенку труднее, чем зрячему, воспринимать, сравнивать и различать предметы окружающего мира. Поэтому так важно правильно и дифференцированно называть эти предметы. Например, слепой ребенок с самого начала должен «знать», что игрушечные автомобили, мягкие игрушки, изображающие животных, представляют собой нереальные объекты. Игрушечный автомобиль так и следует называть, избегая названия просто «автомобиль»...
Обучение поиску и подбиранию предметов.
У детей, лишенных зрения, отсутствует мотивация к поиску и подниманию с пола упавших игрушек... Благодаря координации зрения и движения рук зрячий младенец уже через несколько месяцев умеет целенаправленно и уверенно брать в руки тот или иной предмет.
При отсутствии зрения этот процесс затруднен, и слепому ребенку приходится прилагать значительно больше усилий, чтобы получить приблизительно тот же результат. Благодаря систематическим тренировкам в поиске и поднимании слепой ребенок тоже может научиться искать те предметы и тех людей, которых он слышит.
Дорогие родители, воспитывайте в детях самостоятельность. Ведь повзрослев, они выберут свой путь. Научите своих малышей навыкам самообслуживания. Необходимо знать, что если ребенку создать своевременно все необходимые условия для развития, то слепота может быть сведена только до физического дефекта.
Вот несколько рекомендаций.
Попытайтесь найти родителя другого ребенка-инвалида. Опыт другой семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, позволит вам быстрее преодолеть шок, даст надежду на будущее.
Держите в курсе проблем вашего ребенка ваших близких. Не скрывайте от них своих чувств, не замыкайтесь на проблемах больного ребенка, общайтесь с другими детьми, делитесь с друзьями.
Живите сегодняшним днем. Страх перед будущим может парализовать, особенно в первые месяцы и годы. Со временем вы сумеете представить и увидеть будущее вашего ребенка. Сравнивайте успехи вашего ребенка сегодня с успехами вчерашнего дня.
Ищите и изучайте информацию. Не стесняйтесь спрашивать у специалистов и других родителей непонятные вам слова, термины. Старайтесь найти соответствующую литературу.
Не бойтесь задавать вопросы, поскольку, задавая их, вы учитесь лучше понимать то, что касается вашего ребенка. Записывайте вопросы при встрече со специалистами и вопросы, возникающие в ходе разговора. Заведите дневник, в который заносите всю полученную информацию. Просите у врачей и педагогов копии всей документации, касающейся вашего ребенка.
Не будьте робкими. Многие родители чувствуют себя неловко в присутствии людей с медицинским или педагогическим образованием. Не следует робеть перед профессионалами, занимающимися вашим ребенком. Вам не нужно извиняться за то, что вы хотите знать, что происходит. Не думайте о том, что вы слишком назойливы или задаете много вопросов. Помните: это ваш ребенок, и происходящее может оказать огромное влияние на вашу жизнь и на его будущее. Следовательно, важно узнать как можно больше о вашем положении.
Не бойтесь проявить чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои эмоции, так как полагают, что выказывать свои страдания ─ это проявление слабости. Но проявление чувств ничуть не уменьшает силы духа.
Научитесь справляться с горечью и озлоблением. Это вполне понятно, когда родители узнают, что с их ребенком связаны серьезные проблемы. Но постарайтесь понять, что отрицательные эмоции вредят, ослабляют вас, постарайтесь справиться с ними. Жизнь лучше, когда чувства положительны. Вы будете лучше подготовлены к новым испытаниям, если горькие чувства отступят перед вашей энергией и инициативой.
Постарайтесь быть благодарным. Трудно оставаться злобным, если чувствуешь благодарность. Иногда, когда все кажется отвратительным, не просто найти причину для благодарности. Однако если вы вспомните все хорошее, оглянетесь вокруг, возможно, положительные чувства перевесят отрицательные эмоции.
Придерживайтесь реальности. Придерживаться реальности ─ это принимать жизнь такой, как она есть, и осознавать, что есть вещи, которые мы не можем изменить, и есть вещи, которые мы изменить можем. Ваша задача ─ научиться отличать то, что мы можем изменить, и затем действовать.
Помните, что время на вашей стороне. Время залечивает многие раны. Это не значит, что жить с ребенком-инвалидом и растить его легко, но по мере того, как проходит время, многое может быть сделано для облегчения проблем.
Ищите специальные образовательные учреждения. Всегда можно найти специалистов, педагогов, которые знакомы с дефектологией, а через них связаться с тифлопедагогами или со специальными яслями-садами и школами для детей с дефектами зрения. Обращайтесь в органы образования по месту жительства. Не откладывайте этот вопрос на потом: чем раньше специалисты станут заниматься с вашим ребенком, учитывая его отклонения в развитии, тем лучше будет для него.
Не забывайте о себе. В стрессовых ситуациях каждый человек ведет себя по-разному. Может быть, вам помогут несколько общих советов: отводите время на отдых; питайтесь настолько хорошо, насколько можете; уделяйте время себе; обращайтесь к другим людям за эмоциональной поддержкой.
Избегайте жалости. Жалость к самому себе, жалость со стороны других людей или жалость к ребенку делает вас беспомощным. Сопереживание, т. е. способность чувствовать с другим человеком ─ вот чувство, которое следует поощрять.
Не осуждайте. В этот период некоторые родители осуждают людей за их негативную реакцию по отношению к самим родителям или к их ребенку. Не следует обижаться на людей, которые не способны реагировать так, как хотелось бы вам.
По возможности выполняйте обычные повседневныеобязанности. Следуйте правилу: «Когда возникает проблема, и ты не знаешь, что делать, делай то, что бы ты стал делать в любом случае».
Помните, что это ваш ребенок. Да, развитие вашего ребенка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным или менее нуждающимся в вашей любви и заботе. Любите вашего ребенка и радуйтесь ему.
Осознайте, что вы не одиноки. Чувство одиночества, когда становится известен диагноз, знакомо всем родителям детей-инвалидов. Ослабить это чувство вам поможет сознание, что его испытывают многие другие, что понимание и конструктивная помощь доступны для вас и вашего ребенка, и вы не одиноки.