Воспитание ребенка - это ежедневный труд, в процессе которого мы - взрослые формируем личность ребенка. Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если сформировать у ребенка умение видеть красоту вокруг себя.
И здесь хотелось бы отметить, что нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольного возраста пронизывает все сферы его деятельности: когда он играет и общается со сверстниками, во время приёма пищи, когда участвует в беседах, праздниках, наблюдает за поведением взрослых, а так как у ребенка не накоплен жизненный опыт, то он не всегда может сориентироваться в вопросах правильного поведения и понимания «что такое хорошо» и «что такое плохо».
Поэтому нам - взрослым, необходимо при помощи различных форм, приемов, средств, методов работы обогащать жизненный опыт и влиять на нравственно-патриотическое воспитание ребенка. Организуя воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста, мы должны решать следующие задачи: сформировать бережное отношения к природе и всему живому; привить любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; знакомить с городами России и символами государства (герб, флаг, гимн); развить чувства ответственности и гордости за достижения страны и её народа; интерес к русским традициям и промыслам; воспитать уважение к труду и продуктам трудовой деятельности; толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Неоценимую помощь в решении этих задач оказывает устное народное творчество, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, прошедший через века, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении многих веков, воспитывает в детях гордость за талант народа, любовь к родному языку.
Организуя с детьми такой вид деятельности, как восприятие художественной литературы и фольклора, считаю необходимым решать не только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Поэтому устное народное творчество используем как средство развития человечности, гуманных качеств личности детей - добра и справедливости, чувства гражданственности.
Так, например, с помощью сказок показываем детям, как дружба помогает победить зло, как добрые и миролюбивые герои побеждают, как отважные богатыри сражаются с теми, кто нападает на их родину, как красива и прекрасна русская природа, каким трудом и упорством достигается конечный результат. Прелесть сказки в том, что она не дает прямых наставлений детям («Люби свою Родину», «Слушайся родителей», «Уважай труд старших»), но в её содержании всегда заложен урок, который детям удаётся уловить, а затем перенести в свой жизненный опыт. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес, на улицу одним ходить нельзя - можно попасть в беду, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» - учат дружить. Наказ слушаться родителей и старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Особо ярко моральные ценности представлены в волшебных сказках. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица – умница, трудолюбивая, умеющая красиво петь и танцевать, почитающая волю своих родителей. А для мальчиков – добрый молодец – сильный, смелый, бесстрашный, защищающий себя, свою семью, родной город, родину. Самые популярные волшебные сказки, где ярко раскрыты все эти характеристики: «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Финист ясный сокол», «Царевна-лягушка», «Мертвая царевна».
Для ознакомления детей с родным краем и воспитания у них патриотических чувств, важно использовать не только русские народные сказки, но и сказки тех народов, где проживают дети. Эти сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются приходящими, временными. За ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
На основе прочитанных сказок, у ребенка сформируется идеал, или далекая перспектива, к которой он будет стремиться с детства, сверяя с идеалом свои дела и поступки, что во многом определит его как личность со своей гражданской позицией и нравственными ценностями, в том числе и любовь к родине.
Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Наряду со сказками в воспитании детей, мы используюем пословицы и потешки – чтобы развеселить, загадки – чтобы научить думать и рассуждать. Большинство загадок русского народа было о природных явлениях. Вот, некоторые из них:
«Синяя шубка весь мир одела».
«Один пастух тысячу овец пасет».
Пословицы говорят: «Своя земля и в горести мила», «На Родине и пасмурный день светел», «В чужом краю и своей вороне рад». Потому, что самым важным для человека считалась любовь к большой и малой родине, своей семье и родителям.
Использование в работе с дошкольниками материалов русского народного творчества показало, насколько это оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств.