Театр, это важный фактор нравственного, эстетического и гражданского воспитания личности, так как он воздействует на чувства и настроение воспитанника, меняя его нравственный и духовный мир.
Дошкольник не может расти и развиваться без гармонии с окружающим миром, ему необходимы согласие и любовь. Прежде всего – любовь к Родине, ведь она формируется с первых дней жизни. Сначала Родина, это мама, семья, родные, комната, детский сад, где он учится дружить и относиться к окружающим, по совести.
А совесть – это народная память: искусство народа, его традиции и обычаи, любимые предания, сказки, мудрые мысли, архитектура, быт и любимые праздники. Важной работой по формированию патриотических чувств является знакомство с малой Родиной. Детям интересно знать, что город, в котором они живут, славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. А здесь большое воспитательное значение несут народные праздники, связанные с историей родного края. Но, чтобы воспитать такие чувства, надо предоставить детям условия, в которых они ощутили бы духовную жизнь своего народа, полюбили свой язык, историю и культуру. Ведь чувство патриотизма формируется именно в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать себя частью культурно-исторического общества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям. Народные праздники в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Таким образом, приобщая детей к культурному наследию своего народа, мы формируем у них чувство патриотизма, а оно неотделимо от формирования чувства национальной гордости. Кроме того, театр сплачивает ребят, позволяет ощутить чувство коллектива. Ведь формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, регулярно осуществляется в театральной деятельности.
Для формирования нравственно-патриотических чувств в работе с дошкольниками надо объединять фольклорный, краеведческий, исторический и литературный материалы, руководствуясь принципами доступности, наглядности, историзма, вариативности и системности. А так же регулярно пополнять наглядный материал макетами, альбомами, иллюстрациями, куклами в национальных костюмах, народными игрушками, масками, изделиями народного творчества. Именно такая работа даст положительные результаты и окажет благотворное влияние на детей. Младших дошкольников достаточно приобщать к устному народному творчеству через песенки, прибаутки, загадки о природе, о животных, чтение народных сказок, драматизация, театрализованные представления, настольный театр. В среднем дошкольном возрасте работу можно строить на ознакомлении с историей и культурой предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью людей, разыгрывание сценок. А чтобы в старшем дошкольном возрасте полученные знания переросли в зачатки патриотизма, интереса к истории своего края, страны, народным промыслам, духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями, приобщать к красоте созданных веками бытовых и культурных ценностей. Чтение сказок, былин, знакомство с музыкальным материалом, фольклорными традициями, развитие интереса к театрализованным постановкам, играм на основе фольклора, сказок, былин, легенд, путем активного вовлечения детей в игровые действия.
Учитывая интерес детей к играм-драматизациям и их доступность детскому восприятию, происходит приобщение к театру, который имеет большое значение для духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.