Эхолалия – подражание или повторение слов собеседника – это стадия, через которую проходят все дети. Это способ развития разговорных и коммуникативных навыков. Иногда в случае незрячих детей эта стадия затягивается. Это связано с тем, что для таких детей соотнесение слов с предметами и явлениями окружающего мира затруднено, им значительно легче не задумываясь повторять слова собеседника.
Если Вы когда-нибудь учили иностранный язык, Вам проще будет понять, почему ребенок так поступает: Вы повторяли непонятные, незнакомые Вам слова и фразы по многу раз для того, чтобы выработать правильное произношение. И только после того, как Вы узнали значения достаточно большого количества иностранных слов, Вы смогли начать осознанно складывать их во фразы. Примерно то же самое происходит и с ребенком, только в отношении незрячих детей процесс затягивается, им требуется дополнительные время на то, чтобы связать значения слов с объектами реальности.
Вы можете помочь незрячему ребенку, задав самим себе несколько вопросов:
- Говорю ли я своему ребенку названия всех предметов и явлений, объясняю ли я ему их значение, рассказываю ли я ему о том, как те или иные предметы используются в жизни, и как они связаны с его собственной жизнью?
- Я просто повторяю своему ребенку слова или же даю ему необходимые пояснения и дополнительную информацию?
- Не задаю ли я ребенку слишком много вопросов?
- Даю ли я ребенку возможность ответить на заданные вопросы?
- Предупреждаю ли я желания своего ребенка или позволяю ему выразить их словами или действиями?
Внимательно следя за собственной речью, Вы можете помочь ребенку скорее перейти от эхолалии к настоящему общению.