Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

   Очень ответственный период в жизни родителей 6-летний возраст детей, потому что остается всего один год и ребенок пойдет в школу. Каждая мама хочет, чтобы к этому непростому и ответственному периоду жизни ребенок был правильно сформирован и подготовлен не хуже его сверстников.

   При этом многие родители не задумываются, как важно развивать саму речь и насколько важен богатый словарный запас. В этом можно убедиться, если попросить ребенка что-нибудь рассказать, поделиться впечатлениями об услышанном или увиденным. В итоге можно заметить, что его речь невнятна, изобилует словами-паразитами и он с трудом подбирает нужные слова.

   Словарный запас у детей складывается к 6-7 годам. В основном он обогащается через семью, общение с родителями, близкими родственниками. В норме активный словарный запас у ребенка 6-7 лет должен составлять от 3500 до 7000 слов. В дальнейшем он будет пополняться новыми словами в ходе учебного процесса (прочитанные литературные произведения, словесные игры, услышанное на экскурсиях и т. д.).

Формирование словарного запаса у детей

   Когда ребенок зачисляется в первый класс, в большинстве школ проводится тестирование, необходимое для оценки речевого развития. При этом статистика часто оказывается неутешительной.

   В возрасте 5-7 лет ребенок должен не только знать, как можно больше слов, но и знать их значение, уметь разделять и понимать:

* части тела;

* оттенки и цвета;

* временные понятия (секунда, минута, месяц, год, дни недели, месяца, времена года (зима, лето и т. д.);

* бытовые предметы;

* природные явления;

* ориентацию в пространстве (лево, право, низ, верх);

* виды спорта, профессии;

* виды транспортных средств;

* числительные (желательно в пределах стони);

*фрукты, растения, домашние животные, овощи и т. д.

   Если ребенок знает и произносит не так много слов, то нужно знать, как пополнять словарный запас, чтобы он был полностью готов к обучению в общеобразовательном учреждении.

Словесные игры

   Многие словесные игры достаточно просты и занимают не более 10-15 минут, поэтому каждый родитель сможет найти время для занятий со своим ребенком.

Есть несколько игр на расширение и активизацию словаря:

Игра «Лови да бросай – цвета называй»

   Взрослый бросает мяч ребенку, называя прилагательное, которое обозначает цвет. Ребенок должен поймать мяч и вернуть его, назвав при этом существительное, которое подходит к сказанному прилагательному.

Примеры:

зеленый – лук, огурец, лес;

красный – флаг, помидор, огонь;

синий – море, чернила.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Взрослый называет любое слово и кидает малышу мяч. Если сказанное слово обозначает предмет, который можно съесть, то ребенок ловит мяч, а если несъедобное, то отбрасывает.

Игра «Скажи наоборот»

Взрослый называет слово, а задача ребенка назвать другое слово, противоположное по значению.

Примеры:

день – ночь;

сильный – слабый;

горячо – холодно;

мягкий – твердый;

стоит – бежит;

война – мир.

Игра «Кто где живет?»

Взрослый бросает мяч ребенку и называет какое-нибудь животное. Задача ребенка – при возвращении мяча назвать место, где это животное живет.

Примеры:

дятел – на дереве;

собака – в будке (конуре);

синица – в гнезде;

лиса – в норе.

Игра «Кто подберет больше слов»

Игру лучше проводить в группе. Взрослый предлагает назвать как можно больше слов при ответе на вопрос. Можно использовать визуальные изображения.

Примеры:

Что можно завязать? (шнурки, шарф, платок и т. д.).

Что можно надеть? (рубашку, куртку, пальто, кофту).

Что можно связать? (носки, кофту, свитер, шапку, шарф и т. д.).

Игра «Большой – маленький»

Взрослый называет слово и бросает мяч малышу. Он должен поймать мяч и вернуть его, произнося при этом слово, которое составляет пару услышанному слову:

Примеры:

стул – стульчик;

рука – ручка;

нога – ножка;

диван – диванчик и т. д.

Игра «Угадай профессию»

Взрослый задает наводящий вопрос, а ребенок должен ответить, кем именно работает описываемый человек.

Примеры:

Кем работает тот, что продает нам продукты? (Ответ: продавец).

Человек, который возит людей на автобусе, работает…. (Ответ: шофером, водителем).

Человек, который строит дома, это …. (Ответ: строитель).

Игра «Угадай предмет»

Взрослый произносит несколько слов, которые в совокупности обозначают другое слово. Задача ребенка – угадать, что именно имеет в виду педагог (родитель).

Примеры:

Колеса, руль, двери, фары, капот (машина).

Ноги, пятачок, уши (свинья).

Кора, листья, сучья, ветки (дерево).

Игра «Подбери слово»

Эту игру можно проводить с мячом, одновременно развивая реакцию малыша. Взрослый называет слово и кидает мяч, а ребенок должен вернуть его и сказать слово, которое подходит по значению:

Примеры:

Свежий – воздух, хлеб.

Старая – скатерть, мебель, бабушка.

Свежая – зелень, новость, газета, булка.

Советы родителям

   Чтобы словарный запас у детей формировался правильно, очень важна роль родителей, ведь именно от того, какие слова они произносят, как разговаривают между собой, зависит развитие речи у ребенка.

   Обогащение словаря возможно с помощью вышеуказанных упражнений, которые нужно проводить регулярно. Помните о том, что лучше заниматься по 10 минут, но каждый день, чем по 30-60 минут, но 1 раз в 3-5 дней.

  Есть и другие рекомендации для родителей:

   Больше общайтесь. При этом следите за своей речью, старайтесь использовать побольше метафор, прилагательных и синонимов слов. Не бойтесь использовать в разговоре с ребенком слова, которые он не понимает – он обязательно переспросит, что это значит, а вы в простой и доступной форме должны ему объяснить. Именно так он знакомится и запоминает новые слова.

Читайте с ребенком. При этом делайте это с выражением, интонационно выделяя запятые. Спрашивайте малыша, понимает ли он смысл услышанного, и если какие-то слова ему непонятны, то их нужно объяснить.

   Побольше обсуждайте с ребенком картинки и изображения в книгах, которые вы читаете. Можно попросить составить краткий рассказ по какой-нибудь картинке.

Постепенно приучайте малыша учить стихотворения. Можно начать с самых простых, и они обязательно должны вызывать у него интерес.

Занимаясь со своим ребенком, вы не только обогащаете его словарный запас, расширяете его представления об окружающем мире, но и формируете более доверительные отношения друг с другом.

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru