Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Истоки способностей и дарования

детей - на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие нити-ручейки,

 которые питают источник

творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

 в детской руке, тем умнее ребенок.

В.А.Сухомлинский

   Можно по-разному объяснять, зачем пальцы ребенка  должны развиваться и тренироваться. Известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Пальчиковые игры  – это не только увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковые игры выполняют функцию массажа и гимнастики рук малыша, которые влияют на детский организм наилучшим образом. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка; развивается память, воображение и фантазия. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

   Помните, что играя с ребенком в разные игры с использованием потешек и стишков, играя с пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, Вы не только будете развивать своего ребенка, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии Вашего малыша.

   Вот такие игры и упражнения мы можем порекомендовать вам для домашних занятий:

-Игра «Золушка» - предложите доченьке превратиться в Золушку. Пусть она поможет вам: разложит в две разные чашки горох и фасоль, которые случайно перемешались.

- Игра «Аккуратный слесарь» - предложите сыночку разложить большие и маленькие болтики или гайки в две разные коробочки.

- Выкладывайте вместе с малышом разные фигурки из счётных палочек или спичек.

- Игры с пуговицами: «Найди одинаковые пуговицы», «Подбери по цвету», придумывание и вкладывание узора. Совместное изготовление поделок.

- Лепите со своим малышом из пластилина, теста, глины.

- Выкладывайте вместе с малышом узоры из семян растений.

- Игры с прищепками.

- Игры с шариками, мячиками, мячиками-ёжиками - это своеобразные массажёры  для рук.

   Кроме игр рекомендуем проводить регулярно  пальчиковую гимнастику, которая развивает не только  пальцы, но также способствует развитию речи.

   При проведении пальчиковой гимнастики следуют учитывать такие рекомендации:

1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

2.Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

3.Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, нужно взять руку ребенка в свою и действовать вместе с ним; можно научить  ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

4.Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.

При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.

5.Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

6. Никогда не принуждайте.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

   Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

   Приготовьте пальчики и мы с вами немного поиграем:

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

 Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны.

 

Гости

К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй,  Жора, (соединяем большой и указательные пальчики)

 Здравствуй, Жанна, (соединяем большой палец  и средний)

Друг Серёжа (большой и безымянный)

И Снежана (большой и мизинец).

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)

 Может коржик ? (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок ? (2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже  вам на дорожку, (пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку. (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки (стряхивающие движения)

И захлопали в ладошки!

 

Пальчики ложатся спать

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик лег в кровать.

Этот пальчик чуть вздремнул.

Этот пальчик уж уснул.

Этот крепко-крепко спит.

Тише, тише, не шумите…

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

 

Наши пальцы

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых. (остальные пальцы сожмите в кулак).

 

   Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка.

 

 

 

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru