Истоки способностей и дарования
детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник
творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А.Сухомлинский
Можно по-разному объяснять, зачем пальцы ребенка должны развиваться и тренироваться. Известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Пальчиковые игры – это не только увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковые игры выполняют функцию массажа и гимнастики рук малыша, которые влияют на детский организм наилучшим образом. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка; развивается память, воображение и фантазия. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Помните, что играя с ребенком в разные игры с использованием потешек и стишков, играя с пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, Вы не только будете развивать своего ребенка, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии Вашего малыша.
Вот такие игры и упражнения мы можем порекомендовать вам для домашних занятий:
-Игра «Золушка» - предложите доченьке превратиться в Золушку. Пусть она поможет вам: разложит в две разные чашки горох и фасоль, которые случайно перемешались.
- Игра «Аккуратный слесарь» - предложите сыночку разложить большие и маленькие болтики или гайки в две разные коробочки.
- Выкладывайте вместе с малышом разные фигурки из счётных палочек или спичек.
- Игры с пуговицами: «Найди одинаковые пуговицы», «Подбери по цвету», придумывание и вкладывание узора. Совместное изготовление поделок.
- Лепите со своим малышом из пластилина, теста, глины.
- Выкладывайте вместе с малышом узоры из семян растений.
- Игры с прищепками.
- Игры с шариками, мячиками, мячиками-ёжиками - это своеобразные массажёры для рук.
Кроме игр рекомендуем проводить регулярно пальчиковую гимнастику, которая развивает не только пальцы, но также способствует развитию речи.
При проведении пальчиковой гимнастики следуют учитывать такие рекомендации:
1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
2.Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.
3.Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, нужно взять руку ребенка в свою и действовать вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
4.Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.
При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.
5.Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
6. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.
Приготовьте пальчики и мы с вами немного поиграем:
Гусь
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.
Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны.
Гости
К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Жора, (соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй, Жанна, (соединяем большой палец и средний)
Друг Серёжа (большой и безымянный)
И Снежана (большой и мизинец).
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик ? (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок ? (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку, (пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку. (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки (стряхивающие движения)
И захлопали в ладошки!
Пальчики ложатся спать
Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко-крепко спит.
Тише, тише, не шумите…
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!
Наши пальцы
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых. (остальные пальцы сожмите в кулак).
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка.