Дети дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием отстают от нормально видящих сверстников в процессе формирования у них пространственных представлений.
Для детей данной категории характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро - и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности. Поэтому, кроме коррекционных занятий и в течении дня, во всех режимных моментах, проводятся игры, упражнения для развития ориентировки в пространстве.
Значение игры в жизни ребенка дошкольника трудно переоценить, прежде всего, игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится жить в этом мире. Игра удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Кроме того, игра, как педагогическое явление является средством воспитания, методом обучения, формой организации деятельности, средством коррекции.
Здесь представлены для васнесколько комплексов упражнений и игр по возрастам.
Первый год обучения (2 младшая группа)
Игры на формирование ориентировки "на себе" - представление о пространственном расположении частей тела: голова — вверху; ноги — внизу, одна рука правая, другая — левая.
Педагог сообщает детям, что сегодня в гости пришла кукла Оля. Где находится голова у куклы? (Вверху.)
А где ваша голова? Потрогайте ее.
Где ноги у куклы (внизу), а где у тебя?
Затем дети собирают на фланелеграфе кукол из частей. Педагог при этом сопровождает действия словами:
- Расположим туловище, сверху — голову, внизу — ноги, руки — по сторонам.
Закреплять понятия «вверху», «внизу»
«Где ушки у зайчика?»
Педагог предлагает детям рассмотреть зайчика.
Посмотрите, где у зайки ушки? (Вверху на макушке.)
«Где ножки? (Внизу)
Справа – слева
Предлагаем угостить зайцев морковками.
- С какой стороны нужно положить большие морковки? (Справа.) С какой стороны
нужно положить маленькие морковки? (Слева.) и т. д.
Ориентирование в макропространстве
Где расположены колеса у всех машин? (Внизу.)
- Где стоит машина? (На полу.)
- Где сидит зайчик? (За стулом.)
- Где лежит мяч? (Под столом.)
- Где лежат кубики? (В коробке.)
«Найди шарик на елке».
- (Зеленый вверху, красный внизу, желтый справа и т. д.)
«Разложи, как на картинке».
Учить определять, показывать правую и левую стороны листа, середину листа.
Дети раскладывают на индивидуальных листах фигуры диких животных, как на сюжетной картине. Педагог задает уточняющие вопросы.
- Куда вы посадили зайца?
-А где стоит лисичка?
- А где спрятался мишка?
«Расставим мебель в комнате».
Педагог просит расставить мебель так, как он попросит.
- Стол поставьте в середине комнаты.
- Стулья — около стола.
- Диван — у стены.
- Одно кресло — слева от дивана, другое — справа.
«Что изменилось?»
Педагог переставляет предметы мебели, а дети узнают, что изменилось. В конце занятия педагог просит детей ответить на вопросы.
Второй год обучения(средняя группа)
Задание «Найди и покажи голову, лицо, плечи, руки, ноги, спину (и т. д)»
-Какая часть тела расположена вверху? Внизу?
- Поздоровайся с куклой правой рукой, помаши левой.
- Топни правой ногой, топни левой.
- Найдите все части тела, расположенные справа, слева.
- Покажи грудь. Где она находится? (Впереди.)
- А где находится спина? (Сзади.)
«Куда покатился мяч?»
Педагог вместе с Гномиком катят мяч вперед, направо, налево. Дети каждый раз показывают направление движения мяча рукой, а затем обозначают в речи.
«Угадай с закрытыми глазами, где звенит»
Дети по очереди с закрытыми глазами угадывают, где звенит колокольчик: далеко или близко, высоко или низко.
Учить обозначать расположение деталей одежды соответствующими пространственными терминами
«Подбери детали к одежде»
Детям предлагают подобрать пуговицы, карманы, воротнички по цвету платья и рассказать, где они расположены на предметах одежды (вверху, внизу, справа, слева, впереди).
Учить определять, показывать правую и левую стороны листа, середину листа.
«Разложи фигуры»
Учить рисовать на листе бумаги линии с направлением движения сверху вниз.
«Кто, где находиться?»
Детям предлагают назвать членов семьи, расположенных на рисунке вверху, внизу; провести фломастером дорожки, начиная движение сверху-вниз, от мамы до папы, от бабушки до дедушки, от сестры до брата.
«Разложи правильно»
Педагог предлагает рассмотреть сюжетную картину с изображением семьи, назвать всех членов семьи, рассказать, где они расположены. (Например: мама с дочкой — в центре картины, папа с сыном — на картине справа, бабушка с дедушкой — на картине слева.) Затем дети моделируют картину силуэтными изображениями на индивидуальных фланелеграфах: правой рукой берут силуэты по одному и располагают сначала маму с дочкой — посередине, потом располагают то, что справа, то, что слева.
Продолжать учить ориентироваться в групповых помещениях.
Рассказывают Зайчику, как пройти в умывальную комнату, и вместе с Гномиком моют руки, лицо, протирают очки.
«Раскрась, как я скажу»
Раскрась правое облако и капли, которые капают из него, голубым цветом, синим
капли, которые упадут на землю между котом и зайцем. Отметь крестиком капли, которые первыми упадут на землю.
«Соедини точки»
Ребенку предлагают соединить точки линией по алгоритму: сначала обвести середину, стекла, затем левую дужку, потом правую дужку.
«Пройди правильно»
Дети идут по группе, выполняя команды педагога:
- Идем вперед на носочках, направо - на пяточках, налево - на носочках, вытянув руки вверх.
- Расскажите, как мы шли. Сначала — ... (вперед), потом — ... (направо), потом - ... (налево).
Каждый раз дети сначала показывают направление движения рукой, а затем обозначают в речи.
В следующей консультации вы найдете продолжение игр и упражнений для развития ориентировки в пространстве для детей старшего дошкольного возраста.