Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.
Содержание труда по самообслуживанию для детей дошкольного возраста – это умывание, одевание, раздевание. Сюда же входит и хозяйственно-бытовой труд.
Родители и педагоги должны четко знать, какими навыками должны овладеть дети. В самообслуживании перед ребенком ставится всегда конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Умения и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания, возрастом, индивидуальными способностями ребенка. Программа предусматривает постепенное усложнение навыков, которые необходимо формировать у ребят младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. Когда вы показываете ребенку новое действие, например, учите есть или одеваться самостоятельно, ему будет легче понять ваши движения, если вы будете находиться сзади него. Все действия выполняйте вместе с ним. Иногда очень помогает положить его руки на ваши, а потом наоборот.
Ознакомление детей со способами выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения и их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнение данного действия. Без этого никакое овладение навыками немыслимо.
Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это обеспечивает быстроту формирования прочного навыка. Последнее достигается также благодаря многократному повторению одних и тех же действий в определенной последовательности. Не нужно бояться еще и еще раз показать и объяснить детям, что и как делать. Дело в том, что навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу, для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Одним детям нужно для этого меньше времени, другим – больше.
По мере формирования навыков педагог постепенного переходит от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову педагога. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер: «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила»; «Вспомни, как нужно убирать в ящик строительный материал». Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить, какой способ выполнения нужно применить, какие действия в него входят, какова их последовательность.
Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. Взрослые добиваются, чтобы дети поняли, что они делают нужное для окружающих их взрослых и сверстников дело. Если ребенок долго одевается, у него меньше времени остается на игры, прогулку; оставил неубранными игрушки – маме трудно, неудобно мыть пол. Это позволяет воспитывать в детях заботливость, стремление делать все хорошо, чтобы помочь другим.
Часто приходится видеть, как дети надевают платье или убирают игрушки и делают при этом множество лишних, беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы, остается плохим. Поэтому, отрабатывая навык, проверяя, как справляются дети с самообслуживанием, нужно учить их избегать лишних движений: «Почему ты, снимая колготки, тянешь их за резинку? Посмотри, они всегда оказываются у тебя наизнанку. Так ты быстро никогда не научишься надевать их. Ты потяни колготки за носочки – вот и будет хорошо: колготки не нужно будет вывертывать».
Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если педагог не интересуется результатами их работы. В этом случае дети быстро теряют интерес к умыванию, раздеванию и пр. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Тогда дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше.
Оценивая то, как ребенок умылся, убрал игрушки, как повесил свои вещи, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчеркивание в данный момент достижений ребенка и того, что еще плохо получается (в более старшем дошкольном возрасте). Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное, продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей. Продолжительное выполнение одного и того же задания по самообслуживанию обеспечивает усвоение способа, быстроту и качество его реализации. Лишь после этого круг обязанностей по самообслуживанию расширяется, детям предъявляют более высокие требования.
Учет своевременности и качества работы является непременным условием успешной организации деятельности по самообслуживанию.
В организации самообслуживания дошкольников необходимо единство требований со стороны всех взрослых.
Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов: умывания, одевания, еды. Четкий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего возраста.
Закреплению навыков самообслуживания способствует создание специальной среды. В удобном месте должны располагаться предметы, необходимые ребенку для верхней одежды, полотенце и туалетные принадлежности, место для игры и игрушек, стульчик и столик и др. должны быть расположены так, чтобы ребенок мог сам всем этим пользоваться.
Одна из самых важных и трудных задач для родителей и педагогов, воспитывающих и обучающих ребенка с нарушенным зрением, - формирование у него навыков самообслуживания и личной гигиены. Преодолеть трудности в данном вопросе родителям помогут следующие правила:
- терпение, т.к. это дело хлопотное и трудное;
- не стремитесь научить ребенка всему сразу. Добивайтесь поочередного и прочного усвоения каждого действия;
- опирайтесь на сохранные органы чувств (остаточное зрение, слух, осязание, вкус), объясняйте ребенку все подробно;
- при обучении ребенка лучше всего использовать следующие приемы: берете руки малыша в свои и производите действия совместно с ним, лучше находиться сзади малыша, присев на корточки;
- помогать ребенку надо разумно, давая ему самостоятельно справиться с некоторыми действиями, которыми он овладел;
- обучение несовместимо со спешкой: выбирайте время для занятий, когда ребенок здоров и никуда не торопится;
- оживляйте занятия игрой, прибаутками, потешками;
- высказывайте свое отношение по поводу успехов и неудач ребенка.
Самообслуживание включает самостоятельный прием пищи, умение одеваться, использовать туалет, следить за чистотой. Слепого ребенка нужно научить этим навыкам. Он должен сам ухаживать за собой, это ему пригодится в школе, а впоследствии и на работе.