Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

   Дети идут в первый класс! В общеобразовательной школе отсутствуют  специальные коррекционные занятия для детей с нарушение зрения, а также щадящие  условия для зрения и это приводит к рецидивам зрительной глазной патологии.

     Для детей данной категории характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро - и макроориентировки, отмечаются затруднения               в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности. В результате нарушения глазодвигательных функций снижен зрительный контроль, отсюда ошибки в выделении детьми формы, величины, пространственного расположения предметов (Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина).

   Дети с нарушением зрения  испытывают трудности с письмом: быстро устают, движения руки становятся недостаточно координированными, не всегда получается правильное написание букв, цифр, часто теряется рабочая строка, пропускают  элементы букв и цифр, нарушение границ рабочего поля.

   Вследствие этого не все дети укладываются в общий темп работы класса. Неподготовленность к письму, неразвитость двигательной координации, зрительного восприятия вызывают у них напряжение, состояние тревоги.  

   Разработка и внедрение системы мероприятий, направленных на развитие у детей с нарушением зрения,  зрительно-пространственных функций, начиная с младшего дошкольного возраста, является положительной и эффективной.                       

   Основные усилия должны быть направлены на «выравнивание западающих звеньев», то есть на устранение уже имеющихся предпосылок дисграфии.        

   Дисграфия– это нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. Поэтому, начиная  уже с младшего возраста, нужно  проводить  поэтапную работу с детьми по формированию  ориентирования в микропространстве. 

   Задания первого этапа начинаются, например, с нахождения нужного рисунка, расположенного в верхней части листа, и его раскрашивания или нахождения указанного рисунка в правой части листа и его штрихования и т.д.

    Второй этап включает в себя рассматривание листов бумаги в клетку и выводу о том, что клеточки расположены по-особенному, не хаотично, а построены рядами или столбиками. Для работы на клетчатом поле можно предложить следующие задания:

- найди пятый (третий, четвертый, второй) ряд сверху, раскрась этот ряд клеточек красным карандашом;

- найди второй (пятый, седьмой) столбик справа, раскрась этот столбик клеточек синим карандашом и т.п.

  После этого следует предложить детям отыскать конкретную клеточку и раскрасить ее, например, отсчитайте сверху четвертый ряд, третью клетку слева и раскрасьте ее зеленым карандашом.

   Далее задание следует усложнить, предложив, например, отсчитать снизу пятый ряд, четвертую клетку слева и обвести ее по контуру желтым карандашом.

   Затем предлагается еще более сложная задача, когда заданную клетку нужно обозначить только точками по ее углам.

    Очень важно, чтобы ребенок  правильно находил начальную точку диктанта. Для этого следует предлагать следующие упражнения:

 - «Поставь точку там, где стоит она в образце». Перед ребенком выставляется образец (на ¼ тетрадного листа в клетку ставится точка), он должен на таком же чистом листе поставить точку в том же месте. Задачу можно усложнить, предложив ребенку поставить несколько точек разного цвета в соответствии с образцом;

 - «Поставь точку там, где я скажу», «Расскажи, где стоит точка».

   Третий этап – воспроизведение простых графических узоров. 

На этом этапе детям также предлагается ряд усложняющихся заданий:

1.«Дорисуй узор».

На листе бумаги в клетку нарисована часть узора. Ребенок смотрит на образец и, отсчитывая определенное количество клеточек в разных направлениях, воспроизводит рисунок, дорисовывая узор до конца строчки.

2. «Нарисуй такой же узор».

Ребенок смотрит на образец, выставленный на подставке, и, отсчитывая определенное количество клеточек в разных направлениях, воспроизводит рисунок на своем чистом листе бумаги в клетку. 

3. «Рисование узора под диктовку».

   Четвертый этап - выполнение под диктовку сложных графических изображений и их повторение.

    Пятый   этап– выполнение графических изображений с разворотом  на 90°, 180°, 270°, а также с перешифровкой изображения на 180° (то есть рисования в зеркальном варианте в направлениях: вверх, вниз, вправо, влево).

     Шестой этап– составление графических изображений по заданной теме, по замыслу и их чтение. Это самые сложные операции для детей  со зрительной патологией. Дети допускают много ошибок (переворачивают буквы, “зеркальное” письмо). Выполняя графическое изображение по точной вербальной инструкции, дети должны научиться - внимательно слушать инструкцию.

     Систематическая работа по преодолению предпосылок оптической дисграфии позволяет значительно снизить их количество к концу подготовительной группы детского сада. И тем самым обеспечить будущим школьникам возможность полноценного овладения грамматикой русского языка.

      Предлагаю несколько упражнений для  формирования у детей с нарушением зрения  пространственных представлений ориентирования  в микропространстве  для профилактики  и устранения дисграфии.

 

  

 

      

 

   

 

Желаю удачи!

Литература

1.         Бортникова Е. “Чудо-обучайка” (формируем пространственно-временные представления) // “Литур”, Ек-г, 2010.

2.         Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов //М.: Просвещение, 1991.

3.         Иншакова И.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: пособие для логопедов в 2-х частях // М.: Владос, 2003.

4.         Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: в 2-х частях // М.: Владос, 2004.

5.         Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей //СПб.; СОЮЗ, 2001.

6.         Плаксина Л.И. Опыт коррекционно-воспитательной работы в детских садах для слабовидящих детей // Дефектология, 1983. № 6. 

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru