Играть - это быть деятельным, быть подготовленным к жизни взрослого.
В дошкольном возрасте игра является основной деятельностью ребёнка, в которой он реализует своё желание участвовать в жизни окружающих людей. Содержание игры зависит от богатства его индивидуального опыта, а форма характеризует степень его развития. Слепые дети не могут самостоятельно обучаться игре без специальной работы взрослого. Причины этого – отсутствие зрительного подражания, малая подвижность и низкая активность слепых детей, боязнь новых незнакомых предметов, плохое знание окружающей жизни, незнание способов игры и недостаточный контакт со сверстниками. Игрушка для слепого ребёнка является не только средством активизации его деятельности и условием развития игры, но и средством познания окружающего.
Многообразие окружающей среды вызывает у нормально видящего ребенка бесконечные вопросы - "А, что это?" и тысячи "почему". Они возникают как бы сами по себе. При отсутствии зрения у ребенка такие вопросы не возникают. Причина однозначна - у него нет зрительного стимула, он не знает о существовании находящихся поблизости предметов. Поэтому надо рассказывать ребенку, что находится и происходит вокруг него.
Показывая малышу какой-то предмет, направьте его руку, объясните, до чего он дотрагивается сам. Расскажите ребенку о форме, цвете и предназначении предмета, скажите ему, что вы делаете и для чего, куда идете. Спросите, что он слышит, чувствует ли запах, ощущает ли вкус. Сами наводите ребенка на вопросы. Необходимо создавать такие условия, при которых ребенок самостоятельно мог познавать окружающую среду, например, ползая, играя, во время ходьбы. Вместе с тем, некоторые упражнения надо проводить специально.
Зрячий ребенок, увидев игрушку, берет ее, пробует ее «на зуб», «возит», наблюдает, как действуют игрушкой другие, повторяет их движения. Незрячий ребенок долго удерживает игрушку в руке или бросает и начинает бездельничать. Отсутствие занятости провоцирует замещающую деятельность. Ребёнок не знает, как можно играть с игрушкой, и делает с ней то, что ему понятно и интересно. Его надо учить правильно, пользоваться игрушкой! Большую помощь в освоении игрушек может оказать зрячий ровесник, играющий вместе с ваши ребенком в те же игрушки. Ребенок, слыша возню зрячего товарища, его возгласы, шум от игрушек, начинает тянуться к нему и, найдя его и почувствовав на ощупь движения, пытается повторить их. Игры с нормально видящим ребенком расширят кругозор и пополнят словарный запас ребенка с дефектом зрения. К тому же ему, как и всякому другому малышу, нужны друзья. Постепенно он осваивает игровую деятельность и начинает получать удовольствие от игры.
Почти все игры зрячих детей пригодны слепому ребенку. Он может играть с мячом, куклой, в железную дорогу, справляться с ножницами и нитками, сортировать и собирать, перелезать через забор.
При покупке игрушек обращайте внимание на их «звучность». Игрушки, обладающие возможностью пищать, звенеть, шуршать, гудеть становятся любимыми игрушками незрячих детей. Развивается тактильная и звуковая память незрячего ребенка. Нормально видящий ребенок, наблюдая за другими детьми, имитирует их действия.
Предмет игры - не всегда только игрушка. Предметами действия могут быть некоторые бытовые вещи. Все предметы, попавшие в руки ребенка, сопровождайте словесным описанием. Побуждайте его к тщательному осмотру предмета руками.
Не огорчайтесь, если ребенок вместо того, чтобы надевать кружки на пирамиду, будет стучать ими о стену, о пол, ударять одним о другой, подбрасывать и ронять их. Он, таким образом, стремится к познанию звуков. Значит, эта игра для него интересна и полезна, хотя он ее использует по-своему. Разрешите ему сначала поиграть и лишь потом покажите, как играть этой игрушкой правильно.
При использовании активизирующих игрушек, таких как мячи, игрушки на колесах, сама ситуация игры вызывает у ребенка необходимость ориентироваться в пространстве и следить за препятствиями.
Игры с предметами и игрушками помогают ощутить форму, размер, материал (дерево, металл, пластмасса, картон, бумага (гладкая, шершавая), кубик, квадрат, треугольник, круг, звезда, длинная и короткая палочки и т.д. Незрячие дети до трех с половиной - четырех лет боятся меховых игрушек, но впоследствии охотно играют ими. Игры способствуют пониманию свойств и назначения предметов.
С возрастом у ребенка развиваются навыки. Они отражаются в ситуациях игр. Действия ребенка становятся более целенаправленными и творческими. В играх ребенок развивается физически и духовно, в них он проявляет творческую инициативу, познает радость от собственной деятельности. С помощью игры он врастает на равноправных началах в семью и в содружество детей по играм.