Виды зрительных нарушений:
АМБЛИОПИЯ - встречается примерно у 2-3 из каждых ста детей, выражается в пониженной остроте зрения при плохом управлении мышцами глаза. Результатом обычно является потеря стереоскопического зрения и восприятия глубины. Можно исправить этот недостаток, но важно определить его как можно раньше. Если пропустить критический период в детском возрасте, потом зрение нельзя будет восстановить на сто процентов даже с помощью очков.
АСТИГМАТИЗМ (расплывчатое зрение) – заболевание, при котором изображение по вертикали и горизонтали фокусируется в разные части на сетчатке.
АФАКИЯ – удаленный хрусталик. Для работы требуется двое очков – для работы вблизи и вдали.
ГИПЕРМЕТРОПИЯ (дальнозоркость). Детям тяжело работать вблизи, не любят рисовать, работать с мелкими деталями. Сочетается со сходящимся косоглазием.
ДИСТРОФИЯ сетчатки – это патологическое изменение сетчатки, при которой происходят нарушения всех функций зрения.
МИОПИЯ (близорукость) – изображение перед сетчаткой, вдаль не видит. Ребенок быстро утомляется. Часто связана с расходящимся косоглазием. Необходимо следить, чтобы ребенок близко не подносил предмет или картинку. Чем ближе смотрит, тем больше близорукость.
НИСТАГМ представляет собой самопроизвольные колебательные движения глазных яблок (дрожание глаз).
КОСОГЛАЗИЕ встречается примерно у 4 детей из ста. Этот недостаток зрения выражается в том, что глаза смотрят в разных направлениях. Один глаз смотрит прямо вперед, а другой – внутрь, вверх или вниз. В результате два глаза смотрят в разных направлениях. В результате два глаза не направлены одновременно на одну точку, что вызывает потерю стереоскопического зрения и восприятия глубины. Иногда косоглазие видно с первого взгляда, но часто его может определить только специалист.
Основные функции зрения
- Центральное или форменное зрение, острота (видит четко, ясно, со всеми деталями).
- Светоощущение (способность различать, анализировать насыщенность цвета).
- Периферическое зрение – видение двумя глазами одновременно.
Рекомендации тифлопедагога:
Педагогам и родителям надо знать о том, что зрительная патология не влияет на познавательные способности ребенка. Усложняется лишь восприятие окружающего мира. Восприятие у слабовидящих детей замедленное, фрагментарное, полнота обозрения нарушена, снижена наблюдательность. Поэтому необходимо, чтобы пособия находились в поле зрения детей более длительное время. Если у ребенка нистагм, то увеличиваем время на рассмотрение объекта. При катаракте педагог работает только вблизи источника света. Если у ребенка близорукость, то у него трудно измеряется рефракция, поэтому работаем только вблизи пособия, при дальнозоркости работаем на доске.
Рабочая плоскость для детей со сходящимся косоглазием должна быть вертикальная – обязательно применение подставок. Для детей с расходящимся косоглазием – горизонтальная рабочая плоскость.
Большое значение в организации занятий имеют наглядные пособия. При работе со слабовидящими детьми они должны быть более крупными, яркие, передающие признаки реальных предметов.
Изображения на картинках должны быть выполнены в четких контурах, без лишних деталей, доступно восприятию слабовидящего ребенка. Предметы или изображения должны находиться перед ребенком в статичном состоянии на уровне глаз ребенка. Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключаются полностью демонстрация наглядных пособий сопровождается четкими, ясными и конкретными пояснениями, которые позволяют детям понимать, выделять конкретные визуальные признаки предметов окружающего мира. При изготовлении пособий необходимо использовать определенную цветовую гамму: красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета. Эта цветовая гамма более благотворно воздействует на сетчатку глаза.
При проведении всех видов занятий обязательно использовать упражнения на снятие мышечного напряжения и зрительного утомления. Для этого необходимо использовать различные ориентиры: цветные колпачки, флажки, шарики, колокольчики. Это дает возможность детям выполнять глазодвигательные действия за конкретными предметами, не напрягая зрение. Проведение физкультминуток в таких вариантах позволяет снять зрительное напряжение и в целом повышает работоспособность детей. Таким образом, организуется подвижность зрительных функций у слабовидящих и преодоление их нарушений у детей с патологией зрения.
Избегайте того, чтобы….
- источники света слепили глаза или были слишком резки;
- поверхности особенно дверей, были стеклянными. Там, где такая поверхность существует, обозначьте ее контрастной полосой;
- в местах передвижения детей попадались грубо обработанные поверхности и острые края, так как они могут стать причиной травмы;
- двери, окна полуоткрыты – в таком положении они могут представлять угрозу для слабовидящих;
- хрупкие предметы стояли свободно в комнатах и на улице, особенно вблизи входов и выходов.
Тифлопедагог: Куминова И.В.