Дошкольный возраст – период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном возрасте формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Трудно переоценить роль движений в жизни человека. Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга.
Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе. Чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы быстро не уставал при письме, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика. Одной из составляющих готовности ребенка к школе является также развитие зрительно-двигательной координации. Ребенку в процессе учебы часто необходимо одновременно смотреть на предмет и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому-то так важны согласованные действия глаза и руки, при этом важно, чтобы пальцы «слышали» ту информацию, которую им дает глаз. Таким образом, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки детей к школе.
УПРАЖНЕНИЯ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ МЫШЦЫ КИСТЕЙ РУК
Упражнения этой серии не только способствуют развитию и укреплению мышц кисти и пальцев рук, но, если выполняются двумя руками одновременно с проговариванием стихотворного текста, развивают межполушарное взаимодействие, а также позволяют отработать различные способы захвата предметов - ладонный, щепотью, пинцетный.
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
Различные по цвету и упругости прищепки прикреплять на края предметов по горизонтали, по вертикали, по кругу. Можно цветные картинки наклеить на толстый картон, вырезать по контуру и дополнять изображения при помощи прищепок. В процессе игр с прищепками отрабатывается захват предметов щепотью (тремя пальчиками) или, так называемый, «пинцетный» - двумя пальцами, что укрепляет мышцы пальцев рук, участвующих в процессе письма. Также, за счет того, что кисть руки вынуждена приспособиться к положению края предмета и прикрепить прищепку сверху, снизу, сбоку и т.д., тренируются мышцы, отвечающие за подвижность кисти руки, что так необходимо в процессе рисования и письма.
Следует прикреплять прищепки как правой, так и левой рукой попеременно.
БУДЬ СИЛЬНЕЙ, МОЯ РУКА
Упражнение направлено на развитие силы кистей рук, повышение тонуса коры головного мозга.
Даём ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца (кольцо можно приобрести в зоомагазине, оно должно быть D=5 см, с закруглёнными резиновыми шипами, упругое настолько, чтобы ребенок смог сжать его в руке). Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:
Я сожму своё кольцо,
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать.
Можно продолжить с соответствующими
движениями:
Пополам его согну
И восьмёркой заверну.
После четверостишья руки меняются.
ИГРЫ С КЛЕЮЩИМСЯ ПЕСКОМ
ЗАКРУЧИВАНИЕ ВОЛЧКОВ
При закручивании волчков работают три пальчика, участвующих в процессе письма, поэтому развитие координации движений этих пальцев очень важно.
Закручивать волчки нужно и правой, и левой руками.
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
Прекрасным способом развития силы рук, координации движений пальчиков, зрительно-моторной координации, зрительно-пространственной ориентировки являются занятия лепкой.
Из пластилина можно лепить объёмные предметы. Хорошим показателем уровня развития моторики рук, слаженности их действий является способность ребёнка раскатывать шары, жгутики, цилиндры, конусы не на доске, а между ладошками, работая двумя руками одновременно.
Также пластилином можно рисовать. Раскатывать тонкие жгутики и выкладывать с помощью них контур рисунка. Отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их тонким слоем в пределах выложенного контура, раскрашивая картинки. Фантазировать и рисовать на плоскости белой доски для лепки всевозможные картины.
Желаю успехов!