Формирование навыка чтения – это сложный процесс, овладение которым вызывает трудности как у нормально развивающихся детей, так и у детей с различной патологией (речевой, интеллектуальной и др.).
Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует множество разнообразных приёмов и игр, помогающих запомнить графический образ букв.
«Азбука упала»
Цель: упражнять детей в восстановлении буквы из элементов; развивать мыслительные операции, память, внимание.
Материал: у детей карточки с неправильным изображением букв.
Ход игры. Взрослый читает стихотворение:
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
И ударилась немножко.
Соберите буквы и правильно их напишите.
«Буквы спрятались»
Цель: учить детей находить очертания букв; развивать зрительное представление о букве, память, внимание.
Материал: карточки с совмещённым начертанием букв; доска, мел.
Ход игры. Взрослый показывает детям картинку и говорит, что буквы спрятались, необходимо их отыскать и записать на доске.
«Найди ошибку»
Цель: развивать зрительное представление о букве, находить несоответствия в изображении букв; развивать память, внимание.
Материал: доска, на которой неправильно изображены элементы букв, мел.
Ход игры. Взрослый указывает детям на доску и говорит, что Буратино допустил несколько ошибок, когда писал носом буквы. Вам необходимо их найти и исправить.
«Начерти в воздухе букву»
Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память,
внимание, воображение.
Материал: не требуется.
Ход игры. Взрослый говорит: «Представь, что некоторые части твоего тела превратились в карандаш, который очень хорошо пишет буквы. Давай это изобразим».
Пишет буквы: указательным пальцем; кистью руки; ступнёй; носом; подбородком; локтем; ухом; можно задействовать и другие части тела.
«Составь букву из элементов»
Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память,
внимание.
Материал: счётные палочки.
Ход игры. Взрослый говорит:
«Вспомни буквы, состоящие из двух одинаковых элементов — двух длинных и одной короткой палочки — и построй эти буквы».
«Зашифрованная буква»
Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память,
внимание.
Материал: карточки с точками, соединяя которые по заданному алгоритму, получается
буква; маркеры.
Ход игры. Ребёнку предлагаются карточки с пронумерованными точками и алгоритм. Он
по команде взрослого берёт маркер и выполняют алгоритм, например, соединяя цифры 1—5, 2—3 и т.д.
«Реклама буквы»
Цель: учить описывать букву по схеме, подбирать слова на заданную букву; развивать память, внимание, воображение.
Материал: медальоны с буквами, схема описания буквы.
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку прорекламировать букву на своём медальоне по
следующей схеме:
— название буквы;
— из каких элементов состоит;
— на что похожа;
— какие слова с неё начинаются.
Например: «Это буква А, она состоит из трёх элементов: двух длинных палочек, наклонённых одна к другой, и одной короткой, связывающей их, как поясок.
Буква А похожа на ракету, крышу дома, акулу.
Она содержится в самых вкусных словах (арбуз, абрикос, ананас, айва); в самых быстрых (автомобиль, автобус) и в самых умных словах (азбука, алфавит...)».