Для детей с нарушением зрения характерно особое, фрагментарное, восприятие окружающей действительности. Такому ребенку необходимо с раннего возраста помогать осознавать и устанавливать причинно – следственные связи между отдельно происходящими событиями и явлениями.
Знакомство со сменой частей суток как явление природы – очень сложный и длительный процесс. Специфика временных характеристик, особенно у нас, на Крайнем Севере, с большим трудом воспринимаются даже более старшего возраста детьми. Формирование представлений о времени не исчерпывается только усвоением детьми названий определённых временных отрезков. Сложность заключается и в том, что само время не имеет наглядных форм – оно «опредмечено» содержанием происходящего в нем. Информацию о частях суток ребенок начинает усваивать, опираясь на опыт личного бытия и жизни окружающих его людей. Только педагог или родитель, специально фиксируя внимание детей на содержании их деятельности и деятельности взрослых в разные части суток. Взрослый поможет детям ощутить ритмичность происходящего в природе (каждый день начинается с восхода солнца; возвращение из детского сада часто совпадает с закатом солнца и т. д.), осознать зависимость изменений в жизни людей, животных и растений от смены частей суток. Частая и продуманная фиксация внимания детей на времени и временных отношений и проводимая параллельно специальная, и целенаправленная работа будут способствовать осмысленному и более прочному усвоению детьми представлений о частях суток.
Предлагаю несколько заданий для совместного творчества взрослого и ребенка. Материал располагается последовательно: вначале отражены изменения в природе в определенное время суток, затем рассматривается деятельность ребенка в это время суток, далее – деятельность взрослых в этот отрезок времени.
Для идентификации каждой части суток рекомендуется использовать определенный цвет, который соответствует цветовой окраске неба, а днем - Солнца, в данное время суток. Такой условный знак (цветовой символ) будет способствовать более легкому восприятию детьми конкретной части суток.
Например: Для закрепления представлений детей о частях суток рекомендуется использовать различные стихи, сказки, игры, отражающие временные изменения. А после прослушивания стихотворения ребенку предлагается ответить на вопрос: «Когда это бывает?» или «Что наступило?» и поднять карточку - символ определенного цвета, соответствующего данной части суток.
Карточки – символы частей суток.
Утро
День
Вечер
Ночь
Утро
Послушай стихотворение.
Солнышко встало-
Утро настало,
Утро настало –
Птицы запели.
Птицы запели –
Дети проснулись,
Дети проснулись –
Улыбки повсюду.
(Японская песенка. Пересказ Е. Юдина)
Расскажи, когда встало солнышко? Когда запели птицы? Когда проснулись дети?
Утром небо голубое. Голубым цветом мы будем обозначать часть суток УТРО.
Можно еще провести игру «Что я делаю утром?»
Прошло утро – и наступил день
Расскажи, когда наступает День?
Послушай стихотворение.
Солнце в небе высоко,
Греет очень жарко.
На лугу цветут цветы
В красках пестрых, ярких.
(Г. Савочкина)
Рассмотри рисунок.
Днем солнце высоко в небе и светит ярко. Покажи на рисунке солнце.
Днем солнце яркое, желтое. Желтым цветом мы будем обозначать часть суток День.
Игра «Что я делаю днем» Расскажи по картинкам – подсказкам.
Желаю успехов!