Развитие ребенка не заканчиваться в детском саду, есть немало детей, не посещающих дошкольное учреждение. Поэтому для родителей желательно серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома.
Старайтесь что бы помещение было светлым. Книги, мольберты, мозаики расположите ближе к свету. Вместе с тем постарайтесь, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда.
Не располагайте весь игровой материал в одном месте, создайте для детей ситуацию активного поиска (чтобы что–то использовать, нужно встать, пройти), в противном случае не избежать гиподинамии.
Варианты развивающей среды в домашних условиях:
«ДЕТСКОЕ ЗЕРКАЛО».
Для этого лучше всего подходит трельяж, люди любят свое отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Это адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в ладу с самим собой. Данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и вернувшись, осматривает себя. При наличии этих условий у ребенка формируется культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания.
«МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ»
«Мешочек добрых дел» идея замечательного выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили. Подготовьте обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой мешочек. И рядом коробочка с мелкими предметами (камешки, ракушки). За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т.д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку и т.д.
«ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ – ЭТО СЕРЬЕЗНО»
Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. Постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется.
Например, можно использовать такую игру, для которой понадобятся две губки, две миски с водой и две пустые. Взрослый сначала показывает над миской с водой, как губка впитывает воду, и как можно отжать губку в пустую миску. Чья губка быстрее опустошит свою миску. Такая простая незатейливая игра принесет вашему ребенку радость, будет способствовать развитию тактильных чувств, и вместе с этим это прямой массаж пальчиков.
«КНИЖКИ В ВАШЕМ ДОМЕ»
Существуют мощные соперники книг – телевизоры и компьютеры. Детям они очень нравятся. А для слушания и тем более для чтения нужны волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Обязательно обратить внимание на шрифт и иллюстрации в книге, оформление и содержание, чтобы они были понятны ребенку.
«УГОЛОК ПОТЕРЯННЫХ ВЕЩЕЙ»
Именно в дошкольном возрасте формируется привычка складывать аккуратно свою одежду. Этот уголок важен для воспитания собранности, он будет назиданием для всех членов семьи. Так называемый взаимоконтроль в действии.
Кроме всего сказанного о предметно - развивающей среде в семье родителям следует уделять внимание и на побор игрушек, спортивного инвентаря, организацию детского театра, уголка изобразительного творчества.
Возможно, многие скажут: «Где найти место для всего?
На что можно ответить: «Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не верите? Проверьте!»
Организованная вами предметно-развивающая среда, совместная игровая деятельность в семье приведет вас и ваших детей к полноценному и разностороннему развитию.