У ребенка пятого года жизни появляется ряд новых черт в поведении и деятельности, которые проявляются в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.
Ребёнок 4-5 лет умеет:
Развитие речи:
• Правильно произносить все звуки.
• Рассказывать с выражением. Поддерживать беседу.
• Составлять рассказы по картинке из 5-6 предложений.
• Продолжать рассказ, начатый взрослым.
• Составлять рассказ о своем дне, своих занятиях.
• Давать характеристику предмету, рассказывать о нем (размер, цвет, форма и т. д.) .
Элементарные математические представления:
• Считать в пределах десяти.
• Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
• Сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания или убывания по ширине, длине, высоте.
• Различать геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
• Ориентироваться на листе бумаги и в пространстве (справа, слева, впереди, сзади) .
• Знать последовательность дней недели, части суток.
Развитие мышления:
• Складывать разрезную картинку из пяти – десяти частей.
• Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
• Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
• Находить среди предложенных четырех предметов лишний, объясняя свой выбор.
• Определять последовательность событий.
Память у детей:
• Запоминать шесть-восемь картинок в течение двух минут.
• Запоминать и повторять семь-восемь слов, прочитанных взрослым один раз.
• Рассказывать наизусть несколько стихотворений.
• Пересказывать близко к тексту прочитанное произведение.
• Сравнивать два изображения по памяти.
• Уметь отвечать на вопросы взрослого по содержанию картинки.
Окружающий мир:
• Название нашей страны и ее столицу, свой адрес.
• Имена и фамилию своих родителей, где родители работают.
• Все явления природы, и в какое время они происходят.
• Элементарные правила дорожного движения.
• Разные профессии. Уметь ответить на вопросы: «Кто строит дома? », «Кто лечит людей? и т. д.
• Съедобные и несъедобные грибы.
• Где и как выращивают овощи и фрукты.
• Для чего нужны аптека, больница, школа, парикмахерская, магазин, почта.
Внимание детей:
• Выполнять задание, не отвлекаясь 10-15 минут.
• Удерживать в поле зрения 6-7 предметов.
• Находить 5-6 отличий предметов.
• Выполнять самостоятельно задания по образцу.
• Находить 4-5 пар одинаковых предметов.
• Повторить скороговорку сразу после того, как услышал.
• Простучать по столу простой ритм, повторив его за взрослым.
• Повторить за взрослым ряд слогов.
Мелкая моторика:
• Завязывать узлы на толстой веревке или шнуре.
• Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки и т. д.
• Рисовать в воздухе.
• Резать ножницами.
• Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
• Воспроизводить простые движения, показанные взрослым.
• Лепить из пластилина или глины фигурки животных, людей, предметы.
• Повторять движения пальчиковой гимнастики.
Основы грамоты:
• Произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно.
• Использовать в речи существительные, обозначающие названия профессий, с которыми их знакомили.
• Употреблять в речи простые и сложные предложения.
• Пользоваться прямой и косвенной речью.
• Составлять рассказ о предмете, картинке по теме, предложенной взрослым.
• Образовывать из слогов слова.
• Быстро и правильно играть в лексико-грамматические игры.