Ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.Сегодня я познакомлю Вас с таким методом развития детей как психогимнастика.
Психогимнастика– специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы.
Психогимнастике под силу решить такие проблемы как: чрезмерная подвижность или моторная заторможенность, слабая концентрация внимания, истеричность, боязливость, замкнутость и пр.
Несмотря на наше современное время, дети, к сожалению, имеют бедную мимику, плохо скоординированные движения, порой отсутствует чувство ритма. Поэтому упражнения направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики очень полезны.
Мимика— это движение мышц лица, выражающее настроение, внутреннее
состояние человека.
Жест– движения рук, тела, головы. Пантомимика— выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей
лицом и всем телом.
Попробуйте попрыгать, как лягушка, по заранее спланированному маршруту, улыбаясь до ушей, при этом слова не забыть, еще и голосом управлять, и не растеряться, не застесняться. Не каждому взрослому это под силу, а дети делают это с удовольствием.
Так дети учатся владеть своими эмоциями. Психологические этюды помогут преодолеть страхи, стеснения, зажимы и комплексы детей. Например, лисе по тропинке проходит, виляя хвостом, - позитивные эмоции и успешность.
Психологический этюд– это театральная игра, это театральная сценка, включающая в себя импровизацию, то есть сочинение в момент исполнения.
Он включает в себя: развитие речи, улучшение дикции, выработка интонации выразительности, закрепление связной речи, памяти, внимания и координацию движения. Можно использовать настольный театр, кукольный театр.
Хорошо известно, что главным спутников в жизни для малыша является его любимая игрушка, любимая кукла. Как много значит ее присутствие для детского сердца, ведь кукла может почти все: выслушать, развеселить, обрадовать, пожалеть. А если вдруг она «оживает», начинает говорить, двигаться, петь и танцевать, то вызывает огромный восторг в душе ребенка.
Здесь очень воспитательное значение. В дошкольном возрасте у ребенка формируются отношение к окружающему миру, его интересы, характер. Поэтому в этом возрасте необходимо показывать детям примеры доброты, дружбы, правдивости и трудолюбия. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в нравственному, умственному, эстетическому воспитанию.
Сначала нужно ребенку подержать куклу, хорошо ее рассмотреть, пощупать. Попытаться определить какой у нее характер, голос, походка. Наводящими вопросами дать ребенку попытаться «оживить» куклу. Задача театральных этюдов – развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё.
Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует. Акцент делается на модель положительного поведения.
Попробуйте вместе с ребёнком изобразить показать следующие образы:
üВоин погрузился в думу – можно изобразить задумчивый взгляд, обхватить голову руками и т. д.
üУтешать плачущего – гладить, целовать, прижимать, обнимать, уговаривать, убеждать (жестами).
üСтоять как вкопанная – остолбенеть, открыть рот, выпучив глаза, чтобы было смешнее.
üЦветочки шевелят листочками – шевелить пальцами.
üВетер дует сильно, то слегка – педагог изображающий ветер может подойти к тому актеру, о котором идет речь, поближе и дуть на него то сильно, то слабо.
üПенек, сундук – должны так сложиться, чтобы на них было удобно сесть.
üВетвистый дуб – расставить руки, пальцы и двигать ими в разные стороны.
üПрилетел ворон – махать руками, раскрывать рот, подражая птице.
üБабочки порхают – на носочках хаотично двигаются по сцене.
Использование психогимнастики под силу каждому родителю и позволит построить формирующее влияние взрослого на ребенка с учетом его природных наклонностей и способностей. Позиция взрослого должна быть исключительно партнерской. Ребёнок должен чувствовать себя свободно, не замечать оценочного отношения к ним родителя, тем более негативного.