Унылая пора!
Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Вот наступила золотая осень. Самая красивая пора года. Именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их. Например, совместным «собирательством» природного материала: растений для гербарий, шишек, желудей, ягод. Заготовленный материал можно использовать в творческих работах, тем самым сохранить красоту осенней природы.
Сделать гербарий не сложно.Сбор гербария делится на три этапа:
- поиск и сбор растений;
- засушка растений;
- систематизация растений, поиск информации и оформление гербария.
Как собрать гербарий. Лучше всего начинать собирать гербарий с самых простых растений, которые уже известны ребенку. Собирают растения в теплые, сухие дни. Подойдут здоровые, не поврежденные насекомыми образцы. Хорошо, если на них есть и цветы, и плоды. Нельзя собирать растения из Красной книги.
Как сушить листья для гербария. Листья для гербария можно высушить в газетах, для этого необходимо аккуратно расправить листья, придав растению естественный вид, и разложить травы между страницами. Сложите газеты стопкой, прокладывая между ними бумажные салфетки или газеты для впитывания влаги, а сверху все сооружение придавите чем-то тяжелым, например,тяжелыми книгами. Сохнуть собранные травы и цветы будут около двух недель, не содержащие растения газеты и салфетки нужно менять ежедневно на сухие, чтобы травы не загнили.
Еще один способ – высушить при помощи утюга, для этого нужно завернуть растение в салфетки и газеты, после чего прогладить несколько раз не слишком горячим утюгом. После этого нужно отложить гербарий на несколько часов, а затем прогладить снова, повторяя процедуру несколько раз до полного высыхания растения.
Как оформить гербарий.Можно приклеить или пришить листья и травы к альбомным или картонным листам, а те в свою очередь поместить в прозрачные файлы и в папку - скоросшиватель. Можно разместить рядом картинку или фотографию растения целиком, особенно, если это дерево или кустарник. Помогите ребенку написать правильно название растения.
Опыт в собирании и засушивании растений полезен ребенку: наглядность позволяет лучше запомнить информацию. В зависимости от возраста и склонностей ребенка, создание гербария можно превратить в семейный проект («Растения нашего двора»), творческую мастерскую или увлекательный квест- игру («Найди такой же»).
Во что же можно превратить весь собранный природный материал вместе с детьми?Шишки, ягоды, ветки могут превратиться в разных зверушек.
Самые разнообразные аппликации из высушенных композиций могут украсить любой интерьер дома или квартиры.
Рисованиеиз листьев понравится малышу, наносится краска на лицевую часть листка, этой стороной прижимается к листку бумаги. На ней остается штамп листочка с краями и со всеми прожилками. Ребенок узнает, как выглядит лист, учится рисовать уже с помощью карандашей и красок. Таким способом можно нарисовать не только отдельные листья, но даже целые картины.
Можно организовать развивающие игры, в которых природный материал могут быть использованы как счетный материал, дидактическим пособием. Например, дидактические игры:
- «Чьи детки». Ребенку дается задание узнать, что это за листочек, цветочек, семя и где это растет. Это могут быть не только травы, но также листья смородины, огурца, помидора, вишни, моркови, свеклы и так далее. То есть то, что окружает малыша в саду и на огороде;
- «Не ошибись». Разделив коллекции по видам, можно дать задание: какие растения - плодовые, какие – овощные, какие – комнатные, какие – пряные, какие – сорняки, а какие растут обычно в лесу. Также можно разделить по цветам, по размеру, по гладкости;
- «Где что растет?». При поездке в другую местность нужно привезти листья, цветы и семена экзотических растений. Они позволят ребенку узнать, какие травы растут в том или ином месте.
Поделки из природного материала своими руками увлекательное и полезное занятие для детей и взрослых. Процесс создания поделок развивает художественный вкус, мышление, память ребенка, закрепляет сенсорные навыки, воспитывает усидчивость.
В данном сообщении представлены фотографии совместных работ взрослых и детей группы №1: коллекция гербарий семьи Тихомировых; аппликации из листьев, выполненные семьями Захаровых, Шаповаловых; поделки из природного материала – семьями Ольховых, Ивановых, Борискиных.