Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил в целевых ориентирах портрет выпускника-дошкольника, который «проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».  Под эти формулировки должна развертываться система экологического воспитания в ДОУ.

   Необходимым условием для реализации образовательных задач, сформулированных ФГОС, является организация специальной экологической среды, в реалиях которой и происходит формирование и развитие человека. Уголкам природы отводится особая роль в создании такой среды.

   Поскольку в условияхКрайнего Севера с его длительными низкими температурами, перепадами атмосферного давлениятруд и наблюдения детей на участке значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой в течение всего  года.

   Ознакомление с комнатными растениями дает возможность наглядно показать детям дошкольного возраста зависимости, существующие в мире растений, связь организма и окружающей среды. Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, тем дидактическим материалом, с помощью которого возможно решать задачи умственного, нравственного, эстетического и  трудового воспитания. При общении с растениями обогащается кругозор дошкольников, они получают представления о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Многообразие форм, красок, запахов, присущих  комнатным растениям, влияет на чувства ребенка, обучает его понимать и оценивать красивое.

 

     

 

   Подбор и размещение объектов уголка природы в группе проводили в соответствии с возрастом детей, руководствуясь образовательной программой ДОУ и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11.Приобретая цветы в уголок природы, в первую очередь позаботились,чтобы были учтены их биологические особенности и потребности, чтобы в течение года цвели, сменяя друг друга, и прежде должны быть безопасны для детей. Горшки с цветами расположили на полках на уровне глаз ребенка, чтобы он мог самостоятельно подойти к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.Природный материал, оборудование для ухода за растениями расположили в контейнерах с закрывающими крышками.

   Детям младшего дошкольного возраста характерно наглядно – образное и наглядно – действенное мышление, поэтому образовательная деятельностьспособствующим развитию познавательного интереса детей в группе строилась по принципу: от простого к сложному, от близкого к далекому.

 

  

 

   У детей четвертого года жизни  необходимо сформировать правильное отношение к растительному миру: комнатным растениям, деревьям, кустарникам, цветам, растущим на участке детского сада. При этом необходимо учитывать, что  статичность и безмолвность растений затрудняет ребенку понимание того, что растения живые и что для нормального существования им нужны хорошие условия, уход, забота. Детям надо объяснять и показывать, что растения растут, пьют воду, то есть живут. Эту трудную для детского восприятия задачу следует решать в занимательной форме. В своей работе с детьми отдавали предпочтение наглядным методам (наблюдение, рассматривание наглядно-иллюстративного материала), а также практическим (труд, игра, экспериментирование).

Всем известно, что игры экологического содержания являются наиболее эффективным и интересным средством экологического воспитания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания. Дети с удовольствием запоминают информацию, играя в игры «Собери комнатный цветок», «Найди по описанию», «Найди такой же», Магазин цветов».

Формированию экологической культуре способствуют находящиеся в уголке природы литература природоведческого и экологического содержания, дневники наблюдений, коллекции, природный материал, паспорт комнатных растений, поделки из природного материала, рисунки детей, гербарий растений. Дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы в календаре природы.

Мы создали уголок природы, в котором дети ежедневно соприкасаются с прекрасным миром растений, учатся наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать и заботиться. Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям, дети учатся бережному отношению к труду взрослых. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать. Дети знают и умеют соблюдать правила ухода за комнатными цветами: какой водой нужно поливать, для чего необходимо опрыскивать и удобрять, как правильно держать лейку над горшком.

В своей работе используем метод проектной деятельности, который помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлен на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.

В данном направлении разработан и реализован проект «Огород на подоконнике». Проект реализовывался в зимне-весенний период. К детям обратилась бабушка Фекла с просьбой вырастить рассаду овощей и цветов.

 На подготовительном этапе с детьми выбрали место расположения «огорода на подоконнике», отобрали посадочный материал, подготовили инструменты для работы в огороде, «сколотили» забор своими руками.

В рамках проекта на основном этапе дошкольники:

- посадили лук, картофель, рассадили комнатные цветы, посеяли семена бархатцев для посадки в вазоны на улице;

- наблюдали за веточкой березы в вазе;

- проводили опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте»;

- играли в игры («Найди такой же», «Овощи – фрукты», «Я знаю названия комнатных цветов»);

- с помощью взрослых вели (зарисовывали) записи в дневниках наблюдений;

- разучили пальчиковые игры «Алые цветочки», «Капуста»;
- читали сказку «Про корешки и вершки»;

- научились поливать и рыхлить растения.

В завершении проекта:

- Бабушка Фекла поблагодарила ребят за оказанную помощь. Выращенную детьми рассаду цветов и овощей бабушка Фекла высадит их на своих грядках. 

- Ребята периодически срезали стрелки лука и ели их на обед, тем самым оздоравливали свой организм.

 - В рамках городской акции «Весна-Добро-Салехард» подарили комнатные цветы детям инвалидам (по зрению) компенсирующей группе.

  ФГОС ДО,подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Совместно с родителями создаем условия для  формирования экологической культуры дошкольников. Например, родители приобрели посадочный материал, комнатные цветы; изготовили кормушки и скворечники для птиц, обеспечили для творческого труда природный материал и др.

В ходе проведенной работы по формированию экологических представлений в процессе ознакомлении дошкольников с комнатными растениями с опорой на ФГОС, важным результатом явилось то, что дети заинтересовались жизнью растений, стали бережно относиться к ним, заботливо за ними ухаживать в уголке природы, дети стали понимать значение растений в жизни человека.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом экологического воспитания. Метод, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, первых практических умений, который способствует активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru