Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.
Ш. Амонашвили.
21 век - время бега вперёд и время суеты, но должны быть минуты, когда мы остановимся, внимательно посмотрим на своих детей, и попробуем представить, каким мы хотим видеть поколение людей живущих, как минимум через 10,15,20 лет?
Когда об этом задумываешься, невольно, с позиции своего профессионального опыта начинаешь сравнивать, какие требования предъявляло время ко мне, как педагогу 20 лет назад и сейчас? Какой он современный педагог 21 века?
Размышляя об изменениях, которые произошли в образовании на протяжении последних 20 лет, поражаешься появившимся возможностям для педагога - новых методов и технологий. Но наряду с этими возможностями еще раз убеждаешься в том, что в любую эпоху ценится честь и справедливость, умении отличать плохое от хорошего,соблюдение закона почитания старших и желания проявлять заботу о младших, любовь, доброта и порядочность.
Вот и получается, что даже сегодня в условиях модернизации содержания системы дошкольного образования, её новый статус не отменяет главной цели, обозначенной предыдущей системой - воспитание личности, развивающейся в гармонии с самой собой и социумом. Эти цели неподвластны времени.
К сожалению, не существует гарантированных рецептов, как добиться цели и у каждого из нас живёт в голове свой образ Идеального ребёнка, к которому мы стараемся подвести нашего реального воспитанника. Антон Семёнович Макаренко писал о том, что недопустимо говорить только об идеале воспитания, как это уместно в философских высказываниях. От педагога требуется не решение проблемы идеала, а решение проблемы путей к этому идеалу. Поэтому на первый план выходит фигура педагога, т.е. меня. Попробую порассуждать…
Цель поставлена – воспитание личности, развивающейся в гармонии с самой собой и социумом.
Вырабатываю стратегию и тактику своей педагогической деятельности.
Провожуанализ ситуации, перспектив и реальных возможностей, после чего делаю вывод, на какой ступени я нахожусь со своими воспитанниками, куда мы можем попасть.
Задаю себе вопрос: «А туда ли я хочу их вести, будет ли им там хорошо и комфортно, надо ли им туда?».
Определяюсь,куда мы хотим попасть (выдвигаю цель) и выбираю способ действий - как мы туда попадём.
Думаю,что буду делать (разрабатываю тактику: конкретные программы, реализующие стратегию), где и как буду действовать (внедрение программы, выбор технологии).
Решаю,как буду проверять эффективность проделанной работы (контроль результатов) и что буду делать дальше (перспективы совершенствования).
Диагностика, перспективное планирование, образовательная программа, совместная деятельность с детьми, сотрудничество с родителями и коллегами, мониторинг - вечные педагогические законы, совершенно не зависимо в каком веке ты работаешь.
Вот я и думаю, что современный педагог-это не тот, кто ломает старые педагогические стереотипы и делает вызов традиционной педагогике, а тот, кто откликается на изменения, переосмысливает и применяет весь положительный опыт, накопленный современной педагогической школой, а так же понимает, что для того, чтобы не потеряться в профессии, суметь принять изменения времени, системы нужно не только знать ремесло (т.е. иметь специальное образование), но и уметь мыслить, понимать, развиваться, меняться самому. Вместе с детьми, с требованием времени меняюсь и я. И в этом залог моего профессионального успеха.
Воспитатель МБДОУ Детский сад №9 «Кристаллик»
Н.С. Морозова