Дунаева Н.С.,
воспитатель МБДОУ № 9 «Кристаллик»,
г. Салехард
Применение технологии сотрудничества в образовательном процессе ДОУ
Цельюданной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности. Для достижения этой цели предполагается решение нескольких задач: · Формирование у детей способностей взаимодействия в паре, малой группе. · Развитие способностей использования элементов символизации для выражения своих действий. · Развитие основ самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности. В младшем дошкольном возрасте отношения сотрудничества детей друг с другом стихийно не возникают. Вместе с тем, подобная деятельность привлекает малышей, вызывая положительные эмоции. Для развития сотрудничества нужна помощь взрослого, т.е. организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий, где дети осваивают способы взаимодействия. Большие возможности для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия с ровесниками имеются в совместной продуктивной деятельности. В ней перед детьми ставится одна общая цель – создать какой - либо рукотворный продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. Педагог создает детям условия, при которых они должны вступать в отношения сотрудничества – согласования и соподчинения действий. Развивающие занятия, в которых применяется технология сотрудничества, имеют определенную структуру: - на первом этапе перед детьми ставится проблемная ситуация, которая побуждает их к поиску решения поставленной проблемы и способов совместной деятельности для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?». Для поиска решения задачи воспитатель организует беседу, в процессе которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Обобщив несколько ответов детей, педагог объединяет их и предлагает проверить через реальные действия правильность предположений детей: «вот постараемся выполнить задание, и увидим, кто из нас был прав». - второй структурный элемент НОД – определение формы организации детей и педагога для решения поставленной задачи. Технология сотрудничества включает в себя несколько видов взаимодействия детей друг с другом. Это, прежде всего – работа в парах. Другая форма сотрудничества детей – это деятельность в микрогруппах. Дошкольники должны понять, что выполнение задания зависит от слаженности совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы. - третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания. При этом педагог так же может включиться в деятельность детей: в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале. - четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки. Технология сотрудничества предполагает поэтапное введение средств и способов взаимодействия, а так же форм контроля и оценки. Первый этап начитается со второй половины учебного года с детьми младшего возраста, так как к этому времени, дети осваивают определенный объем программного материала по сенсорному воспитанию, а также получают первый самостоятельный опыт общения со сверстниками в различных ситуациях (прежде всего в игровых). На следующем, втором этапе, с детьми старшего дошкольного возраста продолжается работа по развитию навыков взаимодействия детей в триаде. Полученные навыки взаимодействия между собой в определенной деятельности позволяют расширять целевые установки педагога при организации занятий и вводить новые элементы технологии сотрудничества. Новым вводимым элементом технологии сотрудничества на данном этапе является дискуссия. Цель третьего заключительного этапа(с детьми седьмого года жизни) является обучение детей самостоятельного выбору формы организации в непосредственно образовательной деятельности. Успешной реализации этой задачи способствует соответствующее содержание. Для овладения навыками совместной работы и определения для детей преимущества такой работы используются различные дидактические упражнения. Приведу примеры применения технологии сотрудничества в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мною было отмечено, что дети с удовольствием откликаются на создание совместных работ, в результате которых они чувствуют значимость каждого ребенка в создании коллективной работы и понимают, что это общаяработа, благодаря усилиям каждогомалыша. Приемы, рекомендуемые технологией сотрудничества, помогают детям наглядно увидеть, как можно создать совместную работу. По примеру взрослых ребята начинают использовать новые способы взаимодействия со своим партнером, который необходим им для создания коллективных работ. При подготовке к Новому году в подготовительной группе, я предложила детям, работая в паре, создать красивую елочную игрушку, при этом они сами должны были ее придумать и продумать схему выполнения, поделив между собой операции (была проведена предварительная работа по подготовке к изготовлению поделки). Каждому отдельно было бы непросто выполнить задание, а работая в паре, дети трудились с удовольствием, во время работы общались, помогали друг другу, радовались полученному результату. И какой же красивой, нарядной стала елка, украшенная поделками ребят, и как дети были довольны результатами своего труда, сотрудничества между собой. Наиболее интересны работы, которые предполагают сочетание различных техник изобразительной деятельности на одном и том же занятии. Однако первоначально многим детям это давалось с трудом. Не у всех получалось одинаково хорошо рисовать карандашами и кисточкой, резать ножницами и наклеивать детали. А большинство работ предполагает использование практически всех техник изобразительной деятельности. На таких занятиях многие дети не успевали выполнить свою работу до конца, портили детали, огорчались, плакали или просто бросали работу незаконченной, потому что боялись, что у них не получится. Когда я стала проводить такие занятия с применением технологии сотрудничества, то ребята начали распределять обязанности для выполнения работы по умениям партнеров, работы стали более успешны. И что самое важное, многие дети при выполнении работы, вслух рассказывали своему партнеру этапы ее выполнения, тем самым объясняя, как правильно это сделать. И уже на следующем занятии, не достаточно умеющий что-то делать хорошо, ребенок старался это выполнить сам, а его напарник давал ему важные советы и подсказки. Оказалось, что дети, овладевшие необходимыми навыками сотрудничества, могут не только быстро выполнить заданную работу, но и научить своего, не достаточно успешного, товарища. Также весь процесс работы проходит в обсуждении: обговаривание замысла, распределение материалов, выполнение работы, поскольку технология сотрудничества предполагает обсуждение всех моментов. Ребята общаются между собой и тем самым развивают свои коммуникативные навыки. Наряду с творческими задачами решаются задачи нравственного воспитания такие как: выбор места для размещения своей работы на коллективном панно, выполнить работу не мешая друг другу, прийти на помощь товарищу. К концу учебного года были заметны результаты: дети стали более усидчивыми, аккуратнее выполняли работы, доводили начатое дело до конца. Поделки стали более интересными и привлекательными. Таким образом, с применением технологии сотрудничества непосредственно образовательная деятельность в области «Художественно-эстетическое развитие» проходит намного интереснее и ярче. В процессе реализации технологии сотрудничества дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само- и взаимоконтроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь. |
Список использованной литературы.
1. Бабаева Т.И. Воспитание основ личностной готовности ребёнка к школе в детском саду. – Нижневартовск. 1993.
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.,1968.
3. Венгер Л.А. Поливанова К.Н. Особенности принятия заданий взрослого детьми шестилетнего возраста. //Вопросы психологии, 1988, 4, с. 45-54.
4. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников. //Вопросы психологии, 1988, 5, с. 36-39
5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
6. Деятельность и взаимоотношение дошкольников. / Под ред. Т.А. Репиной. М., 1987.
7. Доронова Т.Н. Действие контроля в процессе изображения.//Дошкольное воспитание. 1995, 12, с. 12 -16.
8. Ермолаева М.В. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольника. //Дошкольное воспитание. 1995, 9, с. 21-27.
9. Запорожец А.В. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. – М., 1974.
10. Знакомимся с программой «Развитие». /Под редакцией Дьяченко О.М.– М., 1999.
11. Кравцова Е. Учите детей общаться. // Дошкольное воспитание, 1995, 10, с. 89-93.
12. Кравцова Е. Учите детей общаться.// Дошкольное воспитание, 1995, 11, с. 50-53.
13. Кравцова Е.Е. Зависимость психологической готовности к школьному обучению от особенностей общения ребёнка с окружающими. Автореферат, дис. ..., канд. психол. наук. М.,1981.
14. Маврина И.В. Развивающие занятия. Сотрудничество дошкольников.// Дошкольное воспитание, 1995, 11.
15. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001.
16. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Под редакцией Дьяченко О.М.– М., 1996.
17. Рузская А. Развитие общения ребёнка с взрослыми и сверстниками. // Дошкольное воспитание. 1988, 2, с. 44-48.
18. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., Генезис, 2001.
19. Цукерман Г.А. Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. – Томск., 1996.
20. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.,1960.