Цель: знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
Обучающие задачи: учить рисовать портрет человека, используя в процессе работы нетрадиционные материалы и инструменты.
Развивающие задачи: развитие воображения, внимания, мелкой моторики, навыков ориентировки в пространстве, речевых навыков.
Коррекционные задачи: снижение эмоционального напряжения и устранение стереотипных проявлений.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство эмпатии (сопереживания), взаимопомощи, желание заниматься сообща
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций (выражение лиц персонажей), проведение эмоциональных этюдов. Работа с пиктограммами «Эмоции».
Материал: карточки по количеству детей с изображением овала лица (без бровей и губ, глаз, носа), бумага альбомного формата для рисунков воспитателя, фломастеры (для воспитателя), пипетки, трубочки, ватные палочки, картофельная штамповка (улыбка), штамповка из губки, одноразовые вилки, карточки - образцы эмоций, смайлики – эмоции.
Ход занятия
Дети заходят в группу, встают полукругом.
Восп.: здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, мы в гости к себе пригласили ребят из другой группы. Давайте познакомимся, будем передавать мяч друг другу и называть свое имя. Вот мы и познакомились. Ребята, обратите внимание, мы с вами не одни в группе, у нас гости. Давайте с ними поздороваемся. Внимательно посмотрите на наших гостей. Они строгие, серьёзные?
Дети: Нет
Восп.: как вы думаете, какое у них настроение?
Ответы детей: спокойные, добрые, весёлые, светлые, радостные, открытые, счастливые, ласковые, красивые.
Восп.:ребята, я хочу, чтобы у вас сегодня было хорошее настроение. Скажите, мне пожалуйста, а когда у вас бывает хорошее настроение? (ответы детей). Например: если ребенок затрудняется можно задать ему наводящие вопросы: когда ты играешь с друзьями, у тебя какое настроение? когда у тебя д.р. (быстро 2 ребенка). А я для того что бынастроение у вас сегодня было хорошим, предлагаю вам провести веселую зарядку.
Улыбнемся мы вот так,
Застесняемся вот так,
Рассмеемся, разозлимся,
Топнем ножкой, удивимся,
Хмурим брови, расправляем,
Хорошо все чувства знаем.
- Ребята, смайлики такие же, как и вы - разные,.
Восп: Я хочу вам рассказать про одну девочку из детского сада:
Жила-была девочка. А была она вот такая. Педагог рисует лицо со спокойным выражением.
- Вот проснулась она однажды утром, а за окном дождь, грязь, ветер! Так грустно. А когда человек грустит, покажите какое у него лицо? Брови уголочком вверх, уголки губ вниз опущены. Вот так (рисует).
- Пошла она умываться, а воды в кране нет! Ух, и рассердилась же девочка! А когда человек сердится, покажите какое у него лицо? Брови уголочком вниз, губы ниточкой, морщинки на переносице. Вот так (рисует).
- Стала девочка собираться в детский сад. Пока одевалась, обувалась, погода изменилась. Солнышко выглянуло, птички запели! Удивилась она. Только что дождь шел, а уже солнце! А когда человек удивляется, покажите какое у него лицо? Брови «на лоб полезли», на лбу морщинки, рот приоткрылся. Вот так (рисует).
- Пришла девочка в детский сад, а там детишки играют, веселятся, «Здравствуй!» ей кричат. Обрадовалась она своим друзьям. А когда человек радуется, покажите какое у него лицо? «Рот до ушей»! Вот так (рисует).
- Вот такая история о том, как девочка сначала _______ загрустила, потом ______разозлилась, потом _____удивилась, а потом _______обрадовалась.
Ребята, я вам рассказывала историю и рисовала лицо девочки. Скажите, чем я рисовала? ____. А чем еще можно рисовать?________ Хотите научиться рисовать необычными предметами? ________Хорошо, я научу вас рисовать лица человечков, используя предметы из волшебной шкатулки. Хотите посмотреть, что в ней? Я буду доставать предметы, а вы бутите их называть (воспитатель достает просто губку, крышку, шарик и т.д.). Вы все правильно назвали. Молодцы! а вы знаете, ребята, из этих обычных предметов, можно сделать необычные инструменты для рисования. Выберете себе рабочее место за столом.
Посмотрите внимательно на инструменты, которые нам понадобятся. Найдите предмет как у меня. Что это? – пипетка, как вы думаете, какую часть лица можно нарисовать при помощи пипетки? (глаза), а еще можно нарисовать ротик, вот такой (показ), (так со всеми предметами) - ребята я вам показала несколько способов, как можно нарисовать глаза,……, но вы можете сами пофантазировать и придумать что-нибудь своё. Может быть кто-то из вас захочет нарисовать волосы длинные или короткие, может мальчик или девочка, и конечно же настроение для своего человечка вы можете выбрать сами.
Вот мы с вами и разобрали, каким необычным предметом, что можно нарисовать, но прежде чем вы приступите к работе, начнете рисовать веселые мордашки, я хочу вам напомнить правила безопасности при работе с некоторыми предметами. Внимательно посмотрите на мою карточку (спрашивает: как вы думаете, что обозначает этот значок, зачеркнутый глаз и т.д.)
- Всё ребята, можете приступать к работе, а мой волшебный колокольчик, поможет вам успеть нарисовать свой рисунок. Как только мой колокольчик прозвенит два раз, это сигнал, о том, что у вас осталось очень мало времени.
- Ребята, пока ваши рисунки подсыхают, я приглашаю вас немного поиграть. Подойдите все ко мне, давайте возьмемся все дружно за руки и полюбуемся вашими рисунками. (воспитатель вместе с детьми проходит вокруг столов, обращая внимание детей, на то какие разные у них получились лица).
- вы заметили, какие разные получились лица, а вы знаете, ребята, настроение может выражать не только лицо, но и тело.
Я предлагаю вам поиграть в игру называется «Море волнуется», вы ее все знаете, Но я ее немного изменила, вы будете показывать фигуры-настроения.
«Море волнуется…»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три.
Фигура радости (грусти, страха, злости, удивления) замри!
- Молодцы, ребята!
- Давайте представим, что вы не просто дети, а знаменитые художники. И я у вас буду брать интервью, то есть задавать вам вопросы, а вы отвечать.
- ….., скажи мне, пожалуйста, какое настроение получилось у твоего человечка?
-…., назови мне предметы которыми ты нарисовал(а) глаза?
-….., чья работа тебе понравилась больше всего?
- ……, тебе понравилось рисовать?
-……, как ты думаешь, чем интереснее рисовать?
А вы хотели бы научить своих друзей рисовать необычными предметами? (да)
Я хочу вам подарить волшебную коробочку, в которую я собрала очень много необычных предметов, которыми можно рисовать. Я отдам ее вам, и вы научите своих друзей в группе рисовать ими. А теперь берите свои работы, давайте скажем нашим гостям до свидания.
Мне было очень приятно с вами работать, большое вам спасибо.