Для использования ножниц ребенком, требуется особенные навыки и умения. Поскольку ребенку приходится использовать в вырезывании ножницами все пальчики руки не синхронно (большой, указательный и средний пальчики – каждый выполняет свою работу)вырезать что-либо, оказаться для него сложным заданием.
Многие дети уже с 2 – 3 лет готовы к тому, чтобы научиться делать разрезы на бумаге. К 6 годам навык использования ножниц будет происходить «на автомате» и не будет требовать от ребенка никакого усилия.
При выборе ножниц для ребенка обязательно учитывайте:
- размер ножниц, которые будут хорошо лежать в руке ребенка (чем меньше рука, тем сложнее ему пользоваться ножницами);
- ножницы должны быть достаточно хорошо заточенными (чтобы ребенку было легко резать);
- обязательно ножницы должны иметь закруглённые кончики, чтобы малыш не укололся и не поранил товарища;
- если ребёнок-левша, следует купить ножницы, созданные специально для леворуких детей;
Обязательно приступая к работе повторяйте ребенку правила безопасного использования ножниц, пока они не превратятся в привычку:
- ножницы – это НЕ игрушка, ножницы – это инструмент (ими не играют, ими работают), они острые и опасные (можно пораниться);
- ножницами МОЖНО: резать бумагу, картон, нитки, ткань, вырезать детали для аппликаций – кружочки, квадратики и т.д.;
- ножницами НЕЛЬЗЯ: махать, бросать, подносить к лицу, брать без разрешения, ходить, а тем более бегать;
- передавать ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия;
- ножницами нужно работать, сидя за столом;
- каждый раз после работы положить ножницы на место!
Прежде всего, как и для любой работы, связанной с мелкой моторикой, ребенка нужно правильно усадить:
- ребенок должен сидеть прямо, его ноги должны упираться в пол, а не висеть в воздухе;
- локти ребенка должны лежать на столе, колени должны быть согнуты под прямым углом;
- руки должны быть несколько прижаты к телу, не плотно, но при этом они не должны находиться очень высоко “в воздухе” (проследите, чтобы ребенок не поднимал локоть при вырезании).
Кроме положения локтей, важно проследить за правильным положением кистей рук. Когда ребенок держит в одной руке ножницы, а в другой – лист для вырезания, руки должны находиться в так называемой функциональной позиции – когда ладони повернуты внутрь друг к другу и большие пальцы наверху (можно наклеить цветные наклейки на ногти больших пальцев, вырезая, он должен видеть их).
Первые движения по раскрытию ножниц можно тренировать в воздухе, без бумаги. После того, как ребенок поймет принцип действия ножниц, возьмите достаточно плотную бумагу, которую удобно держать в руках, например, страницы из старых журналов.
- ребёнок держит руку так, чтобы большой палец смотрел наверх, наденьте на пальчик одно из колечек ножниц;
- проденет кончик среднего пальца в другое колечко;
- поместите указательный палец ребёнка на второе колечко (снаружи).
- безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным.
- поместите перед ребёнком лист бумаги (выше уровня его глаз), когда ребёнок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берёт ножницы правильно.При этом сразу приучайте к тому, что во время резки передвигать необходимо именно бумагу, а не ножницы.
Далее предложите ребенку полоску из бумаги толщиной примерно в 1 – 1.5 см и покажите, как нужно делать надрезы (можно обозначить ярким пунктиром линии). Затем, когда он научиться делать надрезы, можно толщину полосок увеличивать. Когда ножницы становятся послушными в руках ребенка, в качестве упражнений предложите ему вырезать простейшие фигуры, нарисованные на бумаге: квадрат, треугольник, круг.
Умение работать с ножницами – очень хорошо развивает моторику пальчиков. Научившись обращаться с детскими ножницами, со временем можно доверять уже и обычные, простые ножницы, которыми пользуются родители. Естественно, первое время Вам придется наблюдать, как ребенок упражняется уже с обычными ножницами.