(решение Регионального совета по развитию инновационной деятельности от 29.02.2016г.№1)

«Видеть мир сердцем»

Обычная жизнь особых детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образователь­ное учреждение Детский сад № 9 «Кристаллик» г. Салехард,Чеснокова Светлана Викторовна, заведующий, Зыкина Елена Владимировна, заместитель заведующего по ВМР, Фанштейн Оксана Михайловна, педагог-дефектолог (тифлопедагог).

Актуальность.

   Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома. В связи с этим, идея сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в образовательной среде является актуальной проблемой педагогической теории и практики. Решать эту проблему призвано инклюзивное образование. В 2011 году, впервые в городе Салехард,  в детском саду № 9 «Кристаллик» создана инклюзивная группа, которую посещают 6 детей общего развития и 4 ребенка-инвалида (слепые, слабовидящие). 

Результативность.

За 5 лет функционирования инклюзивной группы:

-создана образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования детей  с ОВЗ;

-созданы условия для реабилитации и социальной адаптации детей с ОВЗ;

- повысился уровень  педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ;

-разработаны  механизмы взаимодействия всех социальных  партнеров;

      Внешние  эффекты:

-ДОУ приобрело черты открытости, гибкости, ориентированности на воспитанника;

-расширились социальные контакты семей, воспитывающих детей с тяжёлым нарушением зрения;

-повысился внешний  положительный  имидж ДОУ.

Творческая новизна.

По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную, полную. В настоящее время вариант «полной инклюзии» менее распространен, носит  инновационный характер, рассматривается как новая форма дифференциации специального (коррекционного) образования. В связи с внедрением менее распространенной полной формы инклюзии в систему дошкольного образования, используемых технологии, полученный опыт можно считать усовершенствованным.

 Научная обоснованность

Отечественные педагоги (Н.Н.Малофеева, Е.А.Стребелева, Н.Д.Шматко и др.)  рассматривают инклюзию, ориентированную на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий, которые в совокупности реализуют комплексный, разноуровневый характер сопровождения участников педагогического процесса: технология адаптации ребенка к новой образовательной ступени; технология помощи ребенку в процессе обучения; технология взаимодействия с семьей.

 Описание  практики.

Основная идея, положенная в основу деятельности нашей группы, это создание  инклюзивной образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития.

Трудности,  возникающие при реализации практики:

·     психологическая боязнь  коллектива к организации данного направления работы;

·     низкий уровень сотрудничества с различными группами социальных партнеров;

·     высокий уровень тревожности родителей детей с ОВЗ (слепых, слабовидящих), низкий уровень их педагогической компетентности.

Инклюзивная образовательная среда включает в себя:

·     коррекционно-педагогический компонент (адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств);

·     пространственно-предметный компонент (материальные возможности учреждения - доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность специальным оборудованием);

·     реабилитационный компонент (медико-восстановительные, оздоровительные мероприятия);

·     коммуникативно-организационный компонент (профессиональная компетентность педагогов,  работа с родителями детей с ОВЗ) (приложение 1).

Наши особые воспитанники включены во все процессы, мероприятия, которые проводятся с детьми общего развития: праздники, конкурсы, утренники, развлечения, концерты. Выстроенная система работы в МБДОУ позволила некоторым дошкольникам с ОВЗ ярко проявить и развивать  свою одаренность. Так воспитанник Василенко Николай проявил свои музыкальные, вокальные способности, участвуя в конкурсах различного уровня (приложение 2).

В 2015 году первые выпускники нашей инклюзивной группы покинули наш детский сад. Дети общего развития стали первоклассниками школ города Салехарда, а наши слепые и слабовидящие выпускники поступили в 1-й класс специализированных учреждений в разных городах России. Родители наших особых выпускников отмечают высокий уровень  их подготовки, что позволило им не только быстро адаптироваться в новых  условиях, но и успешно осваивать образовательную программу 1 класса.

В МБДОУ накоплен богатый методический материал, которым наши педагоги делятся на страницах педагогических изданий, форумах различного уровня (приложение 3).

Опыт работы инклюзивной группы  интересен не только различным дошкольным учреждениям России и за рубежом, но и  родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  Реализация данной практики и ее высокая результативность получены благодаря взаимодействию различных служб, участию учреждения в программах муниципального и регионального уровней (приложение 4).

В детском саду работает коллектив высокопрофессиональных педагогов, энергичных, творческих специалистов, которых   отличает мастерство и, конечно большая любовью к детям и своей профессии. Главный наш принцип – «видеть мир сердцем и учить этому других». Мы все  помогаем  нашим ребятам лучше видеть, не забывая при этом о том, что самое главное не рассмотришь глазами, главное можно увидеть только сердцем.

Воспроизводимость.

Система данной работы и ее отдельных элементов при необходимости могут быть воспроизведены другими дошкольными образовательными организациями.

Официальный сайт:  http://kristallik.edushd.ru/

Контактная информация: 629008, г. Салехард, ул. Ямальская, 23 а, телефоны: 8 (34922) 4-12-76, 4-12-77.

  

 
 

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru